Студенты и преподаватели оценили идею изменить сроки зимних сессий в вузах

Накануне Дня российского студенчества в Госдуме решили сделать всем студентам подарок. Депутаты выступили с инициативой изменить сроки зимних сессий так, чтобы они заканчивались до нового года, а весенний семестр начинался бы 26 января.

Студенты и преподаватели оценили идею изменить сроки зимних сессий в вузах
© Российская Газета

По мнению авторов, так будет соблюдено законодательство о выходных днях, а студенты и преподаватели смогут нормально отдохнуть, а не в стрессе готовиться к экзаменам и принимать их. Предложение уже направлено главе Минобрнауки РФ Валерию Фалькову. Но готовы ли к таким изменениям в вузах? "РГ" выяснила, что об этом думают преподаватели и студенты.

Мария Сулименкова, начальник управления реализации программ высшего образования Президентской академии:

- Если зимняя сессия будет длиться до самого Нового года, то студенты из других городов будут вынуждены покупать самые дорогие билеты домой, так как цены перед праздниками растут.

Мы, наоборот, планируем для тех студентов, которые поступят в Академию в 2025 году, организовать сессию после новогодних праздников, чтобы студенты за неделю до Нового года могли добраться домой, спокойно подготовиться и полноценно отдохнуть перед экзаменами. Такое решение не внести централизованно, поскольку некоторые вузы учатся по семестрам, другие по триместрам, а часть по модульной системе, но для реализации этого решения нужно внести изменения в календарные графики учебных планов.

Борис Илюхин, старший научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования ИПЭИ Президентской академии:

- Семестр - это не просто слово, а характеристика образовательной программы, которая определяется количеством недель: 16 недель занятий, зачетная неделя и три недели сессии. Итого 20 недель, которые заканчиваются примерно в конце января. Сессию сократить нельзя - между экзаменами должно быть не меньше 3-4 дней. Если принять сокращение сроков, то либо надо начинать учиться в августе, либо сокращать количество ВСЕХ учебных часов по всем курсам на время, кратное трем неделям. Фактически, сейчас студенты имеют перерыв в 8-10 дней во время сессии, поскольку с 30 декабря по 8 января преподаватели тоже отдыхают, как и все люди. Делать один семестр короче, а другой длиннее - странная идея. Она приведет к дисбалансу учебных часов по разным уже давно сложившимся и устоявшимся курсам. Где-то сократят лабораторные работы, где-то практики. Положительного в этом мало.

Возможно коллеги не знают, но учебные планы и программы вуз утверждает самостоятельно. И если, например, вуз считает это возможным, то семестр делается короче, немного сокращается время сессии. И тогда студенческие каникулы начинаются уже после экзаменов, сразу после Новогодних праздников. Так что это право вуза. Надо ли всех обязывать поступать одинаково - большой вопрос. Программы подготовки очень разные, как и сами вузы.

Денис Кузьмин, директор физтех-школы биологической и медицинской физики МФТИ:

- Как все устроено в вузах? Идет учебный семестр, потом зачетная сессия, потом - экзаменационная сессия. И чтобы избежать перегрузок, нужен баланс: должна быть адекватная пауза между зачетами, расстояние между зачетной и экзаменационной сессиями и нормальные промежутки между экзаменами. Ну и количество самих экзаменов и зачетов должно быть адекватным. Потому что перегрузка возникает, когда или расписание сессии составлено криво, или перебор с количеством экзаменов. Мне кажется, здесь надо думать об оптимизации: чтобы хватило времени все сдать и восстановиться. Но если, как предлагается, проводить и зачетную, и экзаменационную сессии в декабре, придется или семестр начинать раньше (в августе?), или делать его более насыщенным, или сокращать паузу между зачетной сессией и экзаменами. Но это будут те же самые перегрузки. Есть еще один момент. Если начинать четные семестры 26 января, а все экзамены "утрамбовать" в декабрь, получится, что мы выключаем студентов из образовательного процесса практически на месяц. На мой взгляд, это достаточно странная история. После большого перерыва вникнуть в учебу будет сложно, а это снова стресс и перегрузки.

Марина Тюрина, студентка 2 курса факультета журналистики МГУ им. Ломоносова:

- Инициатива начинать весенний семестр 26 января мне кажется не слишком удачной. Сразу хочется спросить автров: это значит первое учебное полугодие будет короче второго? Летняя сессия будет сложнее - ведь будет больше информации? Непонятно. И как должна проходить теперь зимняя сессия? Переживания и стрессы все равно будут: хоть в январе, хоть в декабре. По себе знаю, как важно в начале учебного года взять верный темп. И вот ты после лета только разогнался, только вливаешься в эту учебную атмосферу и тут раз - уже сессия. Что там сдавать? Есть дисциплины, по которым нужно минимум месяца четыре, чтобы понять хотя бы азы, базу.

А как быть с теми, кто учится на платных отделениях? На журфаке, например, платят равными частями за каждое полугодие. Если зимний семестр станет короче, платить за него ту же сумму странно. Придется, очень многое менять: и порядок оплаты обучения, и систему выплаты стипендий, и график пересдач. У нас, напрмер, пересдачи были вплоть до начала зимней сессии, которая началась 23 декабря. 20 декабря люди еще сдавали летнюю сессию с комиссией. Как они должны успеть закрыть эти пересдачи?

Давайте оставим все, как есть. Классическая система самая лучшая. Каникулы начинаются в День российского студенчества (и в день рождения МГУ). Это такой хороший символ.

Расим Хазиев, начальник управления по связям с общественностью Казанского национального исследовательского технического университета им. Туполева (КНИТУ-КАИ):

- Инициатива учитывает интересы студентов и может положительно повлиять на качество образования. Перенос сессии позволит снизить психологическую нагрузку - молодежь сможет спокойно отдохнуть в праздники и восстановить силы перед новым семестром.

Однако перенос потребует корректировки учебного процесса. В технических дисциплинах важна последовательность освоения материала - от базовых концепций к сложным расчетам и проектам. Особое внимание нужно уделить предметам с лабораторными работами.

Для реализации необходимо скорректировать учебные планы, обеспечить техническую базу для интенсивных занятий и, возможно, внедрить дополнительные форматы самостоятельной работы студентов.

Сергей Крылов, директор института "Компьютерные науки и прикладная математика" МАИ:

- Заканчивать осенний семестр, включая сессию, до новогодних праздников представляется хорошей идеей. Это позволит избежать разрыва между зачетной и экзаменационной сессией, студенты смогут сосредочиться на подготовке к экзаменам, не отвлекаясь на праздники. Кроме того, есть социальный аспект: студенты из других регионов смогут, сдав экзамены, спокойно поехать домой и повидаться с родителями. Билеты бывают дорогие и ездить домой сначала на новогодние праздники, а потом на каникулы обходится в два раза дороже.

Но есть и недостаток: осенний семестр будет на месяц короче весеннего. Но это вопрос планирования учебного процесса, и он может быть решен при неизбежном обновлении образовательных программ в процессе перехода на новую модель высшего образования, запланированного на 2026 год.

Дарья, студентка 3 курса Российского государственного художественно-промышленного университета им. Строганова:

- Этот вопрос более чувствителен для тех, кто сдает экзамены, к которым нужно много читать, зубрить. У нас же экзамены - это, как правило, "ручная работа". Нам дают задание сделать объект, нарисовать картину и пр. Мы и так все успеваем до нового года. Но официально я обычно освобождаюсь после 15 января и отдыхаю до конца месяца. Мне хватает.