Индийская коррида, или Как на юге Индии сражаются мастера джалликатту
"Важность мужества и ловкости"
Считается, что традиция джалликатту сформировалась более 2 тыс. лет назад. По другим данным, она насчитывает 5 тыс. лет. Доподлинно известно, что этот вид укрощения быков уже существовал в эпоху Сангам (примерно 400–100 гг. до н.э.), о чем свидетельствуют древняя тамильская литература и наскальное искусство.
В Национальном музее Индии хранится небольшая каменная печатка, на которой вырезано очень живое и динамичное изображение могучего быка и нескольких человеческих фигурок. Она была найдена в 1930-е при раскопках Мохенджо-Даро. Руины города, обнаруженные в долине Инда на территории нынешнего Пакистана, являются одним из памятников загадочной Хараппской цивилизации, существовавшей в III-II тысячелетии до н.э.
В древних тамильских текстах джалликатту упоминается как неотъемлемая часть деревенской жизни и обряд посвящения для мужчин, стремящихся продемонстрировать свою доблесть. Термин "джалликатту" происходит от тамильских слов "салли" (монеты) и "катту" (посылка), отсылая к призовым деньгам, привязанным к рогам быка.
Состязания обычно проводятся в рамках фестиваля "Понгал", которым на юге Индии отмечают завершение сбора урожая. Участники пытаются схватить горб быка и удержаться, пока разъяренное животное несется вперед. Цель состоит в том, чтобы оставаться верхом на быке установленное время или расстояние, не падая и не будучи сброшенным. Верх мастерства — повалить быка на землю и удержать в таком положении несколько секунд.
"Эта традиция подчеркивала важность мужества и ловкости, переплетая спорт с ухаживаниями и брачными обычаями. Укрощая быка, жених не только доказывал свою физическую силу, но и символически демонстрировал свою способность защищать и обеспечивать, заслуживая уважение женщины и ее семьи. Эта практика отражает неотъемлемую роль джалликатту в культурной и социальной структуре тамильского общества, совмещая воспитание храбрости и романтические идеалы", — рассказал ТАСС исполнительный директор Научно-технического центра Тамилнада Ленин Тамилкован.
Больше, чем просто спорт
Главное отличие индийской джалликатты от испанской корриды заключается в том, что целью этого состязания никогда не являлось убийство животного. В разное время и в разных регионах правила и традиции отличались. В прошлые века на рога быка часто вешали драгоценности и мешочки с монетами, выпуская животное в толпу, которая пыталась сорвать сокровища. Сейчас в Индии уже сформировались правила и даже существует премьер-лига джалликатту, основанная в 2018 году. Примечательно, что этот традиционно мужской вид спорта в последние годы все чаще привлекает участниц-женщин, некоторым из которых даже удается побеждать.
По сей день джалликатту — это больше, чем просто спорт. Он символизирует аграрные корни Тамилнаду и прославляет взаимосвязь между людьми и животными. Для многих тамильских семей это мероприятие является источником гордости и возможностью передать культурные ценности молодому поколению.
"Джалликатту имеет глубокое культурное, религиозное и сентиментальное значение. Это не просто вид спорта, а отражение доблести тамильского народа, духа сообщества и уважения к местным породам крупного рогатого скота. Быки почитаются здесь как символы плодородия и процветания, а их участие в состязаниях укрепляет культурную связь между людьми и домашним скотом в аграрных сообществах", — отметил Тамилкован.
По его словам, с религиозной точки зрения мероприятие связано с практиками поклонения, где быки считаются священными существами, связанными с богом Шивой и сельским хозяйством. "Семьи вкладывают значительные усилия в выращивание и обучение этих быков, относясь к ним как к членам семьи", — добавил он.
Быки для джалликатту разводятся специально для этого события и высоко ценятся их владельцами. Для этого вида спорта используются местные породы пуликулам или кангаям. Быки, которые побеждают в состязаниях, пользуются большим спросом на рынке, продаются по самым высоким ценам и также используются для разведения. На современных соревнованиях ветеринарные осмотры проводятся до и после мероприятия, чтобы гарантировать благополучие животных.
Дискуссии о запрете
Однако без трагических исходов и кровопролития не обходится, как правило, ни одно состязание. В этом году в крупнейших в стране соревнованиях джалликатту, состоявшихся в Аваньяпураме, участвовали 1 100 быков и 900 укротителей. В других регионах мероприятия были менее масштабными, но и там без жертв не обошлось. Как сообщила местная полиция, из-за полученных от рогов ранений скончались по меньшей мере семь человек, еще несколько сотен зрителей и участников получили травмы, в основном из-за давки.
Угрозы в области безопасности и жестокое обращение с животными, которых перед соревнованиями часто специально доводят до бешенства, не раз становились в Индии поводом для дискуссии о запрете джалликатту. Верховный суд страны наложил запрет на проведение таких состязаний в 2014 году. Однако массовые протесты по всему Тамилнаду привели в 2017 году к принятию государственного закона, восстановившего этот вид спорта в правах.
Мероприятие продолжает подвергаться критике защитников животных, по-прежнему ведутся судебные тяжбы, но усилия по достижению баланса между традициями и этическими нормами пока позволяют джалликатту существовать как символу тамильской идентичности. "Для многих это вопрос гордости тамилов, символизирующий их связь со своими корнями и традициями. Это не жестокость, а почитание животных и дань уважения богатому культурному наследию, глубоко укоренившейся эмоциональной и традиционной системе ценностей, которая выходит за рамки простого развлечения", — констатировал Тамилкован.
Правительством штата Тамилнад эта традиция продвигается как туристическая изюминка региона. Ежегодно состязания привлекают тысячи гостей со всего мира. Кем-то движет азарт и острые ощущения, кого-то восхищает мужество и сила укротителей, большинство же стремится соприкоснуться с культурой юга Индии и больше узнать о жизни этого народа.