На Кубани полностью откачали мазут из севшего на мель танкера

В минувшую субботу полностью откачали мазут из севшего на мель у берегов Тамани танкера "Волгонефть-239". Сейчас на корме останков судна, выброшенного штормом у мыса Панагия, специалисты завершают очистку резервуаров от остатков мазута. Как только трюмы будут полностью освобождены от различных концентраций смесей, то приступят к утилизации корабля.

На Кубани полностью откачали мазут из севшего на мель танкера
© Российская Газета

Чтобы мазут выкачать, застывшую массу надо было подогреть. Для этого на судно было доставлено 10 тонн пресной воды, после подогрева которой к танкам с грузом через машинное отделение подавался пар. С 19 января, когда масса дошла до пластичного состояния, продолжалась ее перекачка в герметичные битумовозы. Ожидалось, что работы продолжатся до конца января, однако они были завершены раньше намеченного срока: в минувшую субботу вице-премьер правительства Виталий Савельев сообщил о завершении откачки мазута основных отсеков осевшего танкера. По его словам, в период с 19 по 25 января откачено из танкера 1488 тонн мазута.

Поднимаемся на палубу танкера. И сразу в ноздри ударяют едкие испарения мазута. У открытых грузовых люков их концентрация становится столь нестерпимой, что невозможно вдохнуть. Поэтому с уважительным замиранием следим за тем, как специалисты Морского судового сервиса готовятся к очередному "погружению" в трюм, чтобы собрать остатки мазута. В защитных грубых одеждах, шапках, респираторах они исчезают в черноте одного из люков. Несмотря на то что основной объем выкачан, сменная пара двигается внизу по пояс в смеси. С одной стороны гудящий вентилятор подает в помещение свежий воздух, с другой - вытягивает ядовитые пары. "Работаем по 30-40 минут, с оглядкой на самочувствие", - рассказывает один из сотрудников Морского судового сервиса. А само судно ждет утилизации. Разделить судно и полностью убрать его должны до 31 марта.

Ученые предложили несколько способов для сбора мазута со дна, но окончательный вариант еще не определен

Загрязненное побережье и акватория Черного моря продолжают освобождаться от останков нефтепродуктов, выброшенных с развалившихся танкеров. С пляжей Кубани за время операции по ликвидации ЧС было вывезено свыше 170 тысяч тонн загрязненного песка и грунта. А специалисты водолазной группы МЧС России только в районе причала Витязево под Анапой подняли со дна больше 1400 килограммов мазута.

Пляжи курорта к предстоящему лету обещают очистить от мазута. Об этом 24 января заявил министр природных ресурсов и экологии РФ Александр Козлов. "К этому лету пляж Анапы должен соответствовать нормативам. Мазута на пляже быть не должно", - сказал Козлов. Министр отметил, что для этого загрязненный грунт вывозят на временную площадку, на пляжах также проведут работы с использованием новых технологических решений. В перспективе это должно улучшить состояние пляжей. В частности, здесь планируют установить новые гидросооружения - волнорезы, которые помогут сохранить береговую линию. Проводить эти работы хотят в одно из межсезоний, но уже к предстоящему летнему сезону все пострадавшие участки побережья должны быть приведены в нормативное состояние.

А пока в Анапе вдоль береговой линии создаются ров и насыпь, растягиваются в два ряда полипропиленовые сети, которые удерживают нефтепродукты. Специалисты уверяют, что эта технология позволит предотвратить распространение нефтепродуктов по телу пляжа и сократить площадь уборки территории. В этих работах заняты как жители Анапы, так и сотни волонтеров со всей страны, прибывших им на помощь. Все верят, что всем миром, как у нас было всегда, удастся спасти море и берег.

Тем временем

В Севастополе, где продолжают уборку мазута с побережья, введен режим ЧС федерального характера.

"Это позволит привлечь дополнительные силы и средства федеральных органов исполнительной власти и госкорпораций, а также оказать необходимую финансовую помощь нашему региону", - объяснил губернатор Севастополя Михаил Развожаев.

В Севастополе ситуация сейчас стабильная, новых значительных выбросов мазута не фиксируется. С побережья уже вывезено около 600 тонн загрязненного мазутом песка и гальки. Протяженность береговой линии Севастополя составляет 165 километров и включает множество естественных бухт. Уборка сейчас проходит на диких пляжах и труднодоступных участках побережья. К некоторым можно добраться только по морю. Никакая строительная техника доехать туда не сможет, все нужно делать руками.

Ломают голову и над тем, как убрать мазут со дна моря. В районе крушения танкеров водолазы МЧС России и Морспасслужбы обнаружили скопления мазута на дне и в толще воды. По словам главы МЧС России Александра Куренкова, ученые предложили несколько способов для сбора мазута со дна, но окончательный вариант еще не определен. Это будет сделано после проверки методик на практике.

Сейчас новых выбросов мазута из затонувшего корпуса "Волгонефти-212" не происходит. Как утверждают в Росморречфлоте, водолазы его загерметизировали. Теперь задача проверить специальным ультразвуковым прибором прочность корпуса танкера и толщину металла. От этого будет зависеть, каким способом части судна будут поднимать со дна.

Ученые-экологи предупреждают, что, поскольку мазут достаточно долго свободно вытекал из затопленных судов, его могло отнести морскими течениями и штормами на сотни, а то и тысячи квадратных километров. Собирать его с такой большой площади будет крайне сложно.

Однако не все так безнадежно, считает кандидат биологических наук, замдиректора Института перспективных исследований Севастопольского госуниверситета Светлана Рубцова.

- Есть технология использования пузырьков воздуха, которая помогает поднять мазут на поверхность, а там уже собрать его известными способами. Можно использовать магнитные сорбенты, отходы угольных предприятий и деревообработки. Что касается бактерий, то некоторые из них способны разложить нефтепродукты до простых соединений. Но если срочно не заняться извлечением мазута со дна и из толщи воды, то к летнему сезону он нагреется, всплывет и под действием штормов снова окажется на наших пляжах.

Подготовила Юлия Крымова