О Герое Советского Союза Виталии Орлове

Герой Советского Союза Виталий Дмитриевич Орлов жил в городе Старая Купавна Ногинского района, но и к Балашихе имел самое прямое отношение. Ещё до начала Великой Отечественной войны он окончил аэроклуб, который располагался в деревне Чёрное Балашихинского района, а уже после выхода в запас в звании полковника работал испытателем авиационных агрегатов на заводе «Рубин» в Балашихе. Родился Виталий Дмитриевич Орлов 15 апреля 1923 года в посёлке Белые Берега Брянской области. Его отец работал бригадиром заготовителей шахтного леса. Когда Виталию исполнилось 12 лет, его забрал к себе родственник, который к тому времени перебрался в Подмосковье и жил в посёлке Старая Купавна. А младшую сестру Сюзанну забрал в Москву её дядя. После окончания школы в Старой Купавне Виталий Орлов некоторое время учился в Московском индустриально-инструкторском техникуме. В 1940 году он поступил в Реутовский аэроклуб в деревне Чёрное Реутовского района (сейчас Чёрное входит в состав городского округа Балашиха). В марте 1941 года Виталий Орлов окончил курс обучения на самолёте У-2, был призван в Красную армию Реутовским райвоенкоматом и направлен в Качинскую военную авиационную школу лётчиков. 15 апреля 1941 года курсант Качинской авиационной школы лётчиков В.Д. Орлов принял военную присягу. А ночью 22 июня курсанты проснулись от оглушительных выстрелов, взрывов бомб и снарядов — немцы бомбили их аэродром. «Ребята вмиг проснулись, никто толком не успел ничего понять, — вспоминал Виталий Дмитриевич, — но по стонам, крикам и звукам снарядов поняли, происходит что-то ужасное. В одну секунду похватали противогазы, шинели, винтовки — и бегом на аэродром. А там ужас что творится! Вначале растаскивали самолёты по всему аэродрому, чтобы они не взорвались в одном ангаре. А потом начальство поставило задачу срочно бежать в гарнизон 2-й эскадрильи, где бомба попала в центр казармы». Большая Балашиха Большая Балашиха Большая Балашиха Всю ночь Виталий вместе с другими курсантами собирал тела своих погибших товарищей. Из двухсот человек погибли почти все — от взрыва мощной бомбы их разорвало на куски. Позже выкопали братскую могилу и похоронили курсантов, поставив лишь деревянную табличку с именами. Одну на всех… Враг стремительно приближался к Крыму, поэтому в августе 1941 года было принято решение о перебазировании авиационной школы в посёлок Красный Кут Саратовской области. После окончания Качинской школы в мае 1943 года младший лейтенант Орлов воевал на Центральном фронте в составе 133-го истребительного авиационного полка 234-й истребительной авиационной дивизии. В составе полка во время битвы на Курской дуге В.Д. Орлов совершил более 20 боевых вылетов на прикрытие наземных войск от ударов авиации противника. «В самый разгар боёв на Курской дуге нам приходилось подниматься в воздух по нескольку раз в сутки, — вспоминал он. — Доходило до того, что после посадки оставались в своих самолётах, отдыхали прямо в кабине. Не успеешь чуток размяться по аэродрому, как снова сигнал тревоги. И бежишь со всех ног обратно к машине…» Особенно памятным для Виталия Дмитриевича стал 28 октября 1943 года. Тогда восьмёрка Як-9 под командованием капитана Оводова вылетела на прикрытие переправ через Днепр в районе посёлка Лоев в Гомельской области. Орлов был ведомым у командира звена лейтенанта Николая Глазова. К тому времени Виталий успел совершить всего девять боевых вылетов. «Яки» встретили большую группу пикирующих бомбардировщиков Ju-87, которые шли на бомбёжку переправ в сопровождении истребителей FW-190. Наша восьмёрка ринулась в бой, лейтенант Глазов сбил один «Фоккер». Но, прикрывая ведущего, Орлов сам попал под атаку двух FW-190 и был подбит. Виталия ранило осколками разорвавшегося в кабине самолёта вражеского снаряда. С трудом Орлов перетянул Днепр и рухнул у окопов первой линии обороны наших войск. Выжить при такой катастрофе было чудом. Оно и произошло — Виталий получил тяжёлые ранения обеих ног, но остался жив. Подоспевшие советские пехотинцы вытащили его из разбитой кабины самолёта и отвезли в госпиталь. После излечения Орлов вернулся в полк. До 1 апреля он совершил на самолёте Як-9 ещё 16 боевых вылетов, в том числе десять — на штурмовку войск противника. А в апреле 1944 года его направили в 98-й отдельный корректировочно-разведывательный авиаполк и сразу же назначили ведущим пары как имевшего боевой опыт. Часто ему приходилось совершать до пяти-шести полётов в сутки, особенно в дни наступления наших войск. За время войны Орлов совершил 210 боевых вылетов, из них 187 — на прикрытие своих самолётов-разведчиков и корректировщиков, не потеряв при этом ни одного охраняемого самолёта. В воздушных боях сбил лично четыре самолёта. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 мая 1945 года Виталию Дмитриевичу Орлову было присвоено звание героя Советского Союза. В 1965 году Виталий Дмитриевич вышел в запас в звании полковника и вернулся с семьёй в Старую Купавну. Работал испытателем авиационных агрегатов на заводе «Рубин», тогда многие жители Старой Купавны работали на балашихинских предприятиях. В 1969 году нашёл работу в Старой Купавне — был назначен заместителем директора базы № 1 «Химреактив». Затем работал заместителем директора НИИ по биологическим испытаниям химических соединений, заместителем начальника отдела проектирования природоохранных объектов химико-фармацевтического комбината «Акрихин». На пенсию вышел в 1976 году. Трижды избирался в Совет народных депутатов Старой Купавны, возглавлял административную комиссию. Часто встречался со школьниками и студентами. Он был одним из тех, кто первым зажёг Вечный огонь в сквере Боевой Славы в Старой Купавне. Участвовал в парадах Победы 1995 и 2005 годов. Большая Балашиха Алексей Галанин