Комплекс лагерей, несущих смерть: кто и как освобождал узников Освенцима

80 лет назад, 27 января 1945 года советские войска вышли в район нацистского концентрационного лагеря Освенцим и освободили остававшихся там узников. Район небольшого польского города, переименованного немцами в Аушвиц, стал местом одного из самых массовых убийств в истории человечества. Здесь погибли свыше миллиона человек — мужчин, женщин, стариков и детей.

Комплекс лагерей, несущих смерть: кто и как освобождал узников Освенцима
© ТАСС

Система, сшитая из человеческих жизней

К 1939 году в Германии уже существовала система концентрационных лагерей. В присоединенной к рейху территории польской Верхней Силезии в 60 км к западу от Кракова в 1940 году начал сооружаться концлагерь, поначалу ничем не отличавшийся от остальных. Изначально он рассматривался как рабочий лагерь "Аушвиц" и возводился на базе кирпичных казарм австро-венгерской армии. Например, в крематорий был перестроен склад боеприпасов.

Первыми заключенными стали представители польской интеллигенции, около 700 человек из Кракова. Однако в 1941 году, еще до нападения на СССР, лагерь был существенно расширен, построены первые ряды деревянных бараков. Более того, там начали проводиться эксперименты по массовым убийствам цианидом, "Циклоном-Б" (первые такие "испытания" нацисты реализовали в одном из фортов Познани). Газовую камеру для убийств оборудовали как раз в крематории концлагеря. Согласно архивам, первыми жертвами стали советские военнопленные: в сентябре 1941 года были убиты 400 человек, в декабре — 600 человек. В феврале 1942 года в газовую камеру отправили 400 нетрудоспособных евреев из Силезии.

Эксперименты с "Циклоном-Б" стали основой для нового витка существования Освенцима. Строго говоря, "Освенцим" — это обобщенное название целого комплекса концентрационных лагерей различного назначения. В сентябре 1941 года в 3 км от основного лагеря — "Аушвиц I" — начал возводиться еще один, получивший наименование "Аушвиц II Биркенау" (так был переименован польский населенный пункт Бжезинка). По целям и задачам он радикально отличался от всего построенного ранее. Теперь речь шла не просто об изоляции противников нацистского режима и казнях, а о создании лагеря смерти, нацеленного на массовые убийства. После принятия решения нацистской верхушкой об "окончательном решении еврейского вопроса" на Ванзейской конференции в январе 1942 года в лагеря уничтожения в Восточной Европе стали свозить евреев со всей Европы.

"Биркенау" был изначально спроектирован и построен для массового уничтожения людей с газовыми камерами специальной постройки (с учетом опыта экспериментов в Аушвице). Первыми жертвами "фабрики смерти" также стали советские военнопленные. Для евреев европейских стран в "Биркенау" была возведена театрализованная имитация перевалочной станции с расписанием движения поездов на стенах.

Прибывавшие в эшелонах люди не подозревали, что их ждет. Под предлогом санитарной обработки у них изымались личные вещи, а газовые камеры с "Циклоном-Б" были замаскированы под "душевые". Трупы убитых там сжигались в крематориях. При этом часть прибывших отделяли от тех, кого отправляли в газовые камеры, и оставляли в лагере для работ по сортировке вещей, сбору драгоценностей и даже волос жертв.

"Биркенау" работал до 1944 года. Последние крупные транспорты поступили из Венгрии, которая до смещения Миклоша Хорти оставалась вне орбиты холокоста. По разным оценкам через "Биркенау" прошли от 1 млн до 1 млн 300 тыс. человек.

"Аушвиц I" продолжал работать рядом с "Биркенау", став в том числе ареной медицинских экспериментов над заключенными.

Наименее известным в комплексе концлагерей Освенцима является третий — "Аушвиц III Моновиц" (он же Буна-Моновиц), построенный в 6 км от основного. Он состоял из главной постройки и целого ряда дополнительных, расположенных в окрестных селах Голошов, Явозно, Айнштрахтгуте, Гюнтергрубе и Глейвиц.

"Моновиц" был чисто рабочим лагерем, получившим наименование по названию немецкой компании "Буна", входившей в концерн "ИГ Фарбен", производившей пластмассы и синтетический каучук. Конечно, это была не единственная компания, использовавшая труд заключенных в концлагерях. В Моновице находились цеха многих немецких фирм. Это было частью системы. В "Аушвице I" тоже были цеха, в том числе военного назначения. Вовлечение людей в рабский труд заставляло немцев отказываться от немедленного уничтожения: многие евреи из Венгрии не были немедленно уничтожены, а стали рабами корпораций Третьего рейха.

Остановка машины смерти

Само приближение Красной армии привело к частичной остановке нацистской машины смерти. Часть сооружений "Биркенау" была взорвана. Освобождение Освенцима стало возможным ввиду успеха проводившейся Красной армией в январе 1945 года Висло-Одерской операции.

В подходившей к Освенциму в январе 1945 года 60-й армии 1-го Украинского фронта были представлены практически все национальности СССР, большую часть из 90 тыс. человек численности личного состава армии составляли русские (35 тыс.) и украинцы (36 тыс.). Армия, которую тогда возглавлял генерал-полковник Павел Курочкин, изначально нацеливалась на Силезский промышленный район, имевший большое военно-экономическое и политическое значение. Лично Иосиф Сталин обращал особое внимание командующего войсками фронта Ивана Конева на этот район шахт и промышленных предприятий.

При приближении Красной армии 17–23 января 1945 года была проведена эвакуация лагеря, ставшая "маршем смерти" для 60 тыс. заключенных, которых гнали пешком на запад. Силезский промышленный район находился на фланге наступления 1-го Украинского фронта, и немецкие войска смогли здесь избежать такого разгрома и коллапса, какой был реализован на острие главного удара фронта Конева. Вермахт отступил в относительном порядке, оказывая "упорное сопротивление", как писалось в донесениях соединений 60-й армии. Бои в районе Освенцима и Бжезинки шли два дня — 26 и 27 января, и в них погибло около 200 солдат и командиров 100-й и 322-й стрелковых дивизий Красной армии.

В концлагере "Аушвиц" ("Аушвиц I") было освобождено около 1 200 человек, в "Биркенау" — 5 800, в Моновице — около 600. Многие из них находились в состоянии крайнего истощения и вскоре умерли, несмотря на оказанную им медицинскую помощь. Среди заключенных были как советские военнопленные, так и граждане Польши, Франции, Италии, Венгрии и других стран. Свидетельства освобожденных и увиденное в Освенциме произвели очень тяжелое впечатление на всех, кто узнал о германской машине уничтожения. Один из первых заключенных, бывший министр почты и телеграфа Польши Людыл Толочко рассказывал: "Летом от сжигания трупов был такой смрад, что дышать нечем было".

Борис Полевой, автор "Повести о настоящем человеке", а тогда фронтовой корреспондент, вспоминал, как после поездки в Освенцим не мог уснуть, думая о пепле сожженных людей: "На ночь мы с Крушинским съели все снотворные таблетки, какие только оказались в запасе у корреспондентского корпуса. Это мало помогло. Стоило закрыть глаза, и сразу виделся черный снег, оставляющий маслянистый след при прикосновении".

В Восточной Европе Третьим рейхом была развернута целая сеть концентрационных лагерей с разными задачами — от мест для массовых убийств до промышленных предприятий, построенных на рабском труде. Эту машину смерти мог остановить и остановил только приход Красной армии. 

Историк, кандидат исторических наук Алексей Исаев