«Мертвая дорога»: какая великая стройка Сталина оказалась никому не нужной

Согласно личному указу Сталина, в период с 1947 по 1953 годы было осуществлено строительство Трансполярной магистрали. Этот проект был подвергнут строжайшей секретности и включал участок Чум-Салехард-Игарка, где было проложено около 1000 км железнодорожных путей в условиях вечной мерзлоты. Однако после смерти Сталина железная дорога, которая должна была стать частью большой магистрали от Архангельска или Мурманска до Чукотки или Магадана, оказалась ненужной.

«Мертвая дорога»: почему великая стройка СССР оказалась никому не нужна
© Соцсети

Северный железнодорожный путь

Первые проекты Великого Северного Пути появились около столетия назад, в начале XX века. В своей книге "Северо-Сибирская железнодорожная магистраль: от XIX до XXI века" В. И. Суслов отмечает: "Сейчас трудно сказать, кто был автором проекта ВСП, поскольку существовало множество вариантов. Однако одним из самых последовательных сторонников проекта, активным организатором его технико-экономического обоснования, был художник А. А. Борисов". Проект ВСП был обсужден неоднократно, но Борисов не дожил до начала его частичной реализации.

Стройка 501, 502 и 503

По приказу Сталина работы сразу на трех направлениях были начаты в 1947 году. Амбициозная цель связать Обь и Енисей ЖД-путями общей протяженностью в 1200 километров не имела под собой никакого экономического обоснования. На момент строительства перевозить по этой дороге было просто нечего и некому. Планировалось, что железная дорога понадобится для освоения обширных территорий, богатых полезными ископаемыми.

Все работы были засекречены и в официальных документах разные участки дороги именовались как «Стройка 501, 502 и 503». В рамках Стройки 502 планировалось создание порта на полуострове Ямал с сопутствующей инфраструктурой и подъездными железнодорожными путями. Но в 1949 году выяснилось, что Обская губа для захода морских судов слишком мелководна, а углубить ее невозможно. Проект «Стройка 502» был свернут. В связи с этим свое первоначальное значение потеряли 501-я и 503-я стройки, но до марта 1953 года работы продолжались.

Как жилось заключенным на стройке

Для строительства ЖД-дороги было решено привлекать только политзаключенных и малосрочников (осужденных по нетяжким преступлениям), так как они были более лояльны. Не требовалась и их усиленная охрана, и контроль, как в случае с заключенными по тяжким статьям и воровству. Заключенным не воспрещалось общение с вольнонаемными (в основном инженерами и медиками), а лагерные поселения зачастую располагались вблизи населенных пунктов.

В сборнике «СТРОЙКА № 503» (1947-1953 гг.) Документы. Материалы. Исследования», например, приводятся воспоминания одного из заключенных:

«В Игарке и Ермаково мы жили лучше, чем вольнонаёмные. Кормили нас хорошо, работали мы по специальности в театре, что ещё надо?»

Судьба проекта

После смерти Сталина было принято решение об амнистировании более миллиона политзаключенных и малосрочников. Поэтому достраивать дорогу оказалось просто некому. А заканчивать проект силами вольнонаемных посчитали слишком затратным. К тому же многие участки Трансполярной магистрали уже к 1953 году находились в плохом состоянии из-за отсутствия предварительных геологических изысканий и непрофессионализма строителей. Проект сначала попытались законсервировать, но потом просто бросили. А в 1960 году стараниями журналистов к нему прилипло название «Мертвая дорога» — из-за заброшенности и невостребованности, а также из-за большого количества умерших при строительстве заключенных.