Историк ААНИИ рассказала RT о подготовке русской экспедиции к южному континенту

28 января 1820 года экспедиция Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева открыла новый материк — Антарктиду. Таким образом, русские моряки опередили англичан, которые тоже стремились к берегам неизвестного континента. В интервью RT кандидат исторических наук, главный специалист редакционно-исторической группы Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) Маргарита Емелина объяснила, почему команда Беллинсгаузена и Лазарева не смогла тогда высадиться на сушу, а также рассказала, как готовилась эта сложнейшая экспедиция, упрочившая позиции России как морской державы.

Почему император Александр I снарядил экспедицию к неизвестному континенту
© ТАСС/Zuma

— 28 января 1820 года Антарктида была открыта русскими моряками. При этом ещё задолго до экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева другие мореплаватели и учёные предполагали, что на юге планеты есть шестой континент. Кук даже хотел до него добраться, но безуспешно. Почему ещё с древних времён люди пытались приблизиться к Антарктиде?

— О том, что на Земле есть неоткрытые территории, люди задумывались ещё в эпоху Античности. Например, Аристотель пришёл к выводу о том, что Земля имеет форму шара, из чего следовало, что часть её площади ещё нуждается в исследовании. Также античные авторы утверждали, что масса континентов Северного полушария должна уравновешиваться массой пока неизвестных земель в Южном полушарии. В эпоху Возрождения таинственную Южную землю начали изображать на картах европейские географы — Оронций Финеус и Герард Меркатор. Неизвестный континент обозначался на латыни как Terra Australis Incognita — Неведомая Южная Земля. В эпоху Великих географических открытий это название перешло к материку — нынешней Австралии.

Зачем искали новые земли? Напомню, что в XVIII веке европейские державы воевали друг с другом за господство. Проигравшая соперничество с Великобританией Франция пыталась найти новые владения, новый материк в Южном океане, которые могли бы заменить для неё утраченные колонии. Впрочем, англичане тоже устремились в этот регион с теми же целями. Но ни те ни другие не смогли открыть Антарктиду. Хотя поисками занимались такие прославленные капитаны, как Жан-Батист Шарль Буве де Лозье, Луи Бугенвиль и Джеймс Кук.

— Что побудило императора Александра I снарядить экспедицию в Антарктиду?

— Россия вышла на широкие морские просторы Мирового океана в начале XIX века. Андреевский флаг впервые пересёк экватор в 1803 году, когда шлюпы экспедиции под руководством Ивана Крузенштерна «Надежда» и «Нева» отправились в кругосветное плавание — первое в истории российского морского флота. За Крузенштерном последовали Головнин, Коцебу, Лазарев. У всех русских кругосветных экспедиций того времени была практическая цель: через океан было удобнее всего поддерживать сообщение с самыми удалёнными владениями России — Русской Америкой, большая часть которой находилась на Аляске, а также включала Алеутские острова, поселения на тихоокеанском побережье Северной Америки, крепость Росс в Калифорнии.

Кроме того, такие плавания демонстрировали другим странам достижения России, а также способствовали развитию флота. Нужны были важные, знаковые экспедиции. В это время мысли русских флотоводцев, географов и самого императора Александра I обращаются на юг, к проблеме существования и поиска южного материка.

— Насколько сложным было это предприятие, учитывая уровень развития техники, навигации, кораблестроения того времени?

— Это была ещё эпоха парусного флота, когда путь определяли по звёздам, когда ещё не все области Мирового океана были нанесены на карты. К каждой экспедиции нужно было основательно готовиться: снаряжать особые корабли, подбирать команду. Тогда невозможно было организовать спасательную экспедицию, передать сообщение: не было ни радио, ни других видов связи. Поэтому, конечно, предприятие было очень сложным.

© Почтовая марка «130 лет Открытия Антарктиды Русской Антарктической экспедицией 1820 года», 1950 год. На марке — руководители экспедиции Ф.Ф. Беллинсгаузен (1788—1852) и М.П. Лазарев (1788—1851) // РИА Новости

— В чём заключалась основная трудность экспедиции? Был ли уже достаточный опыт плавания среди льдов у российских моряков? Есть данные, что в основном команду набрали из добровольцев — кем они были?

— Морской министр Российской империи маркиз Жан Батист де Траверсе был горячим сторонником такого плавания. Его поддерживали многие опытные моряки, в частности вице-адмирал Гавриил Сарычев, капитан-командор Иван Крузенштерн, капитан первого ранга Василий Головнин, лейтенант Отто Коцебу и другие мореплаватели, сотрудники Морского министерства.

Опытные моряки стремились попасть в эту экспедицию, так как это позволило бы им продвинуться по службе. Но самое главное они могли стать первооткрывателями нового материка. Крузенштерн не сомневался, что русские мореплаватели смогут подойти к Южному полюсу ближе, чем Кук.

Шлюпы «Восток» и «Мирный» были построены в 1818 году. Но не для плавания к неизведанному материку: к предстоящей экспедиции их готовили уже в следующем, 1819 году. Тогда же формировался экипаж. Как впоследствии писал Фаддей Беллинсгаузен, с набором команды сложностей не возникло: желающих было много.

Начальником экспедиции был назначен сам Беллинсгаузен, он же командовал шлюпом «Восток». Всего на судне было 117 человек. В составе команды был капитан-лейтенант Иван Завадовский, который служил с Беллинсгаузеном семь лет на Чёрном море. Константин Торсон и Аркадий Лесков были приняты в команду благодаря хорошим характеристикам от опытных морских капитанов и оправдали все ожидания. Впрочем, в дальнейшем Торсон стал декабристом и был осуждён на каторгу.

Экипаж «Мирного» — а это судно было меньше — состоял из 72 человек под командованием морского офицера Михаила Лазарева. Здесь были астроном Иван Симонов и живописец Павел Михайлов. Фотоаппаратов тогда ещё не было, поэтому художник мог зарисовать ландшафты, флору и фауну открытых земель.

Поскольку суда не строились специально для экспедиции, их модернизировали для плавания среди льдов. Подводную часть «Мирного», который должен был следовать первым, покрыли двойной обшивкой, заменили сосновый руль на дубовый, а такелаж — на более прочный.

Позаботились организаторы и о вооружении судов и их команды, поскольку тогда мореплаватели рисковали встретить в море пиратов, а на суше — аборигенов. Поэтому на шлюпах установили десятки орудий — пушек и каронад разных калибров.

Провизия и материалы для будущего плавания заготавливались в Петербурге. На борт погрузили одежду и обувь, оружие, а также подарки для туземцев: ножи, пилы, топоры, нитки, пуговицы, бусы, серёжки, свечи, бубны и так далее. Из продуктов взяли солонину, солёное мясо в хороших дубовых бочках, сухари, кислую капусту и бульон, высушенный в форме таблеток.

© Строительство и ввод в опытную эксплуатацию нового зимовочного комплекса станции «Восток» в Антарктиде // РИА Новости

Дополнительные припасы были загружены на суда уже в Лондоне. Там закупили еловую эссенцию, настойку на основе еловых шишек и свежие супы из зелени в запаянных банках. Это были первые консервы для кругосветных путешественников.

В целом экспедиция снаряжена была очень хорошо, ведь за время длительного плавания в суровых климатических условиях среди членов экипажа серьёзных болезней не было; корабли также не получили существенных повреждений от бурь и льдов.

— Почему корабли Беллинсгаузена и Лазарева обошли материк, но не высадились на нём?

— Льды преграждали путь. По описаниям, которые мы можем встретить в труде Беллинсгаузена и на рисунках Михайлова, мы видим ледяные стены — ледники, айсберги.

Вечером 28 (16) января 1820 года тучи ненадолго разошлись, и моряки увидели нечто удивительное. Далеко впереди, за айсбергами, от края до края горизонта простиралась сплошная ледяная стена. В записях увиденное именовалось «матёрым льдом».

Шлюпы повернули к северу и через несколько дней вновь предприняли попытку продвинуться на юг. Почти два месяца они штурмовали ледяные преграды, не сомневаясь, что находятся недалеко от побережья неизвестного прежде материка. Однако льды всюду преграждали им путь. Когда короткое южное лето подошло к концу, моряки вынуждены были прекратить свои попытки и взять курс на Австралию.

— Первенство России в открытии материка оспаривалось англичанами. К какому в итоге консенсусу пришли учёные двух стран?

— Экспедиция под руководством Беллинсгаузена и Лазарева сделала очень много. Главная цель — открытие нового материка — была выполнена.

Были собраны огромные массивы данных и научных наблюдений в тех областях Мирового океана, где ранее не бывали исследовательские суда. Моряки измерили прозрачность, глубину и температуру вод в антарктических холодных морях. На карты были нанесены 29 новых островов, открытых по пути к Антарктиде. Там моряки собрали коллекции минералов, животных, растений, привезли в Россию зарисовки загадочного материка, а также вновь открытых островов.

© Выгрузка провизии на станцию «Мирный» во время научной экспедиции Росгидромета на судне «Академик Трешников» в Антарктиду // РИА Новости

Что удивительно, рапорт, посланный Беллинсгаузеном морскому министру де Траверсе из Австралии в апреле 1820 года, почти сразу попал в архив. Как и доклад Беллинсгаузена, сделанный по итогам экспедиции. Поэтому данные о результатах этого предприятия были опубликованы не сразу. Сначала вышла статья астронома экспедиции Ивана Симонова в «Казанском вестнике». А полные материалы экспедиции, вместе с акварелями Михайлова, были изданы Беллинсгаузеном лишь в 1831 году.

Великобритания два века называла первооткрывателем Антарктиды своего мореплавателя Брансфилда. Экспедиция под его руководством состоялась тоже в 1820 году, но позже российской.

Спор о том, кто же первым открыл Антарктиду, разрешился только в XX веке. В это свой вклад внесли исследователи из Арктического и антарктического научно-исследовательского института. Коллектив учёных под руководством доктора исторических наук Михаила Белова в 1963 году издал карты первой русской антарктической экспедиции с комментариями, сопоставил карты 1820 года с современными и неопровержимо доказал, что корабли Первой русской антарктической экспедиции действительно подошли к берегам Антарктиды.

— Какое значение имело открытие Антарктиды для отечественной и мировой науки того времени?

— Россия упрочила свои позиции как морской державы, способной совершать значимые плавания, географические открытия. Открытие материка имело большое значение для науки, расширило знания о планете. В 1959 году 13 государств заключили Договор об Антарктике. Сегодня в число участников Договора входят уже десятки государств. Антарктида стала мирным континентом, где ведут исследования учёные из разных стран. В том числе работают пять российских постоянных станций и несколько сезонных полевых баз.