Сережка с Малой Бронной и Витька с Моховой

В 2025 году Россия празднует 80-летие победы в Великой Отечественной войне. Для побед на фронте, работы в тылу, помощи раненым и беженцам с 1941 по 1945 год советской властью были приняты сотни нормативных актов. Война заставила серьезно перекроить правовое поле страны. «Парламентская газета» рассказывает об архивных документах, определявших жизнь на фронте и в тылу от начала немецкого вторжения до Великой Победы. Читайте каждую пятницу в печатной версии нашего издания и на сайте PNP.RU. Сегодня рассказываем о добровольческом движении в стране и о поддержке семей бойцов Красной армии.

Сережка с Малой Бронной и Витька с Моховой
© Парламентская газета

Забыть нельзя

У призывных пунктов с первого дня войны выстроились километровые очереди. В военкоматы шли не только мобилизованные. Нескончаемым потоком поступали заявления от добровольцев, которые не попали под призыв по возрасту или из-за других причин, но хотели отправиться на фронт. И уже 28 июля 1941 года Совет Народных Комиссаров СССР принял постановление об обеспечении добровольцев, вступивших в части войск действующей Красной армии. По документу добровольцы имели право на:

обеспечение всеми видами довольствия по штатным должностям, на которые они были назначены, полный расчет по месту прежней службы с выдачей выходного пособия и компенсации за отпуск, сохранение за ними занимаемого жилья. За рабочими и служащими сохраняли и должность по месту прежней службы.

Кроме того, семьям добровольцев выплачивали пособия, как и семьям военнослужащих. 

Развитие добровольческого движения в стране стало потрясающим феноменом, сказал «Парламентской газете» сенатор, доктор исторических наук, профессор Анатолий Широков. Только до конца 1941 года порядка миллиона человек ушли в ополчение. Так, в боях за столицу сражались несколько дивизий московского ополчения, большая часть из бойцов отдали свои жизни за Родину. Такие же ополчения возникали в Ленинграде и в других городах и регионах страны. Многие из людей, ушедших на фронт, были далеки от военного дела, среди них музыканты, журналисты и так далее. Они понимали, что сейчас их место не в консерватории, а в окопах. «И таким людям, пока наша страна будет существовать, мы должны ставить памятники, должны рассказывать о них молодым», — сказал сенатор.

О добровольцах снято немало фильмов, написаны книги и песни. Например, фильм Резо Чхеидзе «Отец солдата» 1964 года рассказывает историю колхозника Георгия Махарашвили. Став очевидцем военных событий, пожилой человек добился, чтобы его приняли в воинскую часть. А всем, кто ушел на фронт и не вернулся, посвящена песня «Москвичи» поэта Евгения Винокурова и композитора Андрея Эшпая: «Но помнит мир спасенный/Мир вечный, мир живой/ Сережку с Малой Бронной/ И Витьку с Моховой».

Поддержать семьи

Большинство мужчин отправились на фронт, а значит, миллионы детей, женщин и стариков остались без кормильцев. Им была необходима помощь. 26 июня 1941 года Президиум ВС СССР своим указом определил порядок выплаты пособий семьям военнослужащих рядового и младшего начальствующего состава в военное время. Например, если в семье вообще не осталось трудоспособных людей, пособие выплачивали ежемесячно:

100 рублей — при наличии одного нетрудоспособного, 150 рублей — при наличии двух нетрудоспособных, 200 рублей — при наличии трех нетрудоспособных. В сельских местностях выплачивали 50 процентов от этой суммы.

Нетрудоспособными членами семьи, состоящими на иждивении военнослужащего, считали:

детей моложе 16 лет или учащихся моложе 18 лет, отца старше 60 лет и мать старше 55 лет, жену и родителей-инвалидов первой и второй групп независимо от возраста, братьев и сестер моложе 16 лет, если у них не было трудоспособных родителей.

Семьи убитых, умерших или пропавших без вести военных продолжали получать пособие до назначения пенсии.

Имени Суворова

29 июля 1942 года указом Президиума ВС СССР были учреждены новые военные награды — ордена Суворова I, II и III степени, ордена Кутузова I и II степени и орден Александра Невского. Ими награждали командиров Красной армии «за выдающиеся заслуги в организации и руководстве боевыми операциями и за достигнутые в результате этих операций успехи в боях за Родину».

Так, орден Суворова I степени получали командующие фронтами и армиями, их заместители, начальники штабов, оперативных управлений и оперативных отделов, начальники родов войск фронтов и армий. Орден вручали в том числе за «фронтовую или армейскую операцию, в которой с меньшими силами был разгромлен численно превосходящий противник». Знак ордена по документу представлял собой платиновую выпуклую пятиконечную звезду, поверхность которой выполнена в виде расходящихся лучей.

В 1943 году первыми награжденными орденом Суворова I степени стали 23 человека из числа высшего командного состава Красной армии. Маршал Советского Союза Георгий Жуков получил знак ордена № 1.