Надежда Мартыненко семь лет работала на БАМе, там встретила своего будущего мужа
Со своей механизированной колонной №151 Надежда строила 670 км железной дороги между амурским посёлком Хорогочи и Новой Чарой Читинской области. 2 февраля исполнится 51 год образования мехколонны-151. Выбор профессии Родом Надежда из уральского города Туринска. После окончания школы она могла бы пойти трудиться на спичечную фабрику, где работали её родители Анна Григорьевна и Александр Фёдорович, или на целлюлозно-бумажный комбинат, а ещё на фабрику детской игрушки. Все эти предприятия находились в родном городе. На выбор её будущей профессии повлиял пример брата и его жены. Брат окончил Алапаевский индустриальный техникум по специальности «строительство железных дорог». Его жена со своей сестрой тоже выбрали эту профессию, но учились в Свердловске. По их совету девушка поступила в Свердловский строительный техникум транспортного строительства на факультет «Изыскание и строительство железных дорог». Диплом она защитила по теме «Строительство железной дороги на болотах третьего типа». Справочно Такие болота заполнены илом и водой и, как правило, имеют торфяную сплавину. Она представляет собой большие площади нетонущего болотного дёрна, содержащие в пределах болотной толщи хотя бы один слой, который при возведении насыпи высотой до 3 м выдавливается независимо от интенсивности её возведения. По зову сердца В феврале 1977 года Надя окончила техникум. Ей предлагали остаться в Свердловске, только она решила ехать на строительство Байкало-Амурской магистрали. В 1976 году 80 выпускников техникума по путёвкам комсомола уже отправились на БАМ. Из её однокурсников тоже многие поехали за романтикой на Север, в Сургут и в Тынду. Мартовским вечером с двумя пареньками из параллельной группы они вышли из вагона поезда в столице БАМа -Тынде. В Тресте «Бамстроймеханизация» им сообщили, что есть места в мехколоннах. Она попросилась в 151-ю, куда по распределению попала сестра жены её брата и уже там работала. Ребята попали в 150-ю. Обе мехколонны размещались в населённом пункте – станции Хорогочи. Хорогочи За каждой республикой СССР закреплялся свой участок магистрали. Тынду возводили москвичи, а посёлок Хорогочи построили свердловчане, и там уже была цивилизация. В посёлке находилась контора мехколонны и баня. Рабочие проживали уже не в палатках, как в 1984 году, а в щитовых домиках. Сборно-разборные, они состояли из готовых панелей — щитов и представляли собой листы фанеры с двух сторон, а между ними слой стекловаты. Жильё обогревалось таким образом: между двух плоских батарей (их называли «вертолётами») помещали трубу. Её наполняли водой и вставляли внутрь кипятильник. Чтобы не возникала накипь, воду солили. Привозили её водовозкой, и наливали в 200-литровую бочку в каждом жилище. А вот туалеты находились на улице. Бригадир В мехколонне — 151 Надежду назначили бригадиром, выдали спецодежду, валенки, ватный костюм. В бригаде трудились мужчины разного возраста и профессий: грейдеристы, экскаваторщики, бульдозеристы, водители. Они нормально восприняли, что 19-летняя девушка руководила ими, и относились к ней с уважением. Перед тем как бригаде приступить к выполнению работ, лесорубы делали просеку, за ними шлигеодезисты, а потом уже проводилась отсыпка земляного полотна от нуля и до отметки, куда укладывали звенья — уже готовые шпалы и рельсы. Прокладывали дорогу на вечной мерзлоте, по болотам и мари, местами пробивали через огромную отвесную скалу – прижим. Тут свою работу выполняли взрывники. Скалу разбирали и скальным грунтом засыпали часть реки вдоль неё, отсыпали дорожное полотно, чтобы обеспечить его более высокую нагрузочную способность. До участка трассы добирались на «Урал-4320», — автомобиле повышенной проходимости с будкой. Для обогрева в ней оборудовали печку-буржуйку. Справочно Более 1 тыс. км пути трассы БАМа пришлись на зону вечной мерзлоты или высокой сейсмичности, путь строителям преградили 11 рек, 3500 водотоков, 7 крупных горных хребтов. Доброта Зима на БАМе суровая и длится 7,5 месяцев, но замечено, что чем суровее климат, тем добрее люди. Суровые условия жизни учат людей взаимовыручке и помощи друг другу. Людей, работавших на БАМе, отличала душевная теплота. Вот один такой пример. Надя возвращалась из первого своего отпуска от родителей в посёлок Хорогочи. Приехала в Тынду и села на последний автобус, который шёл только до Кувыкты — это между Тындой и её посёлком. Воскресный день. Она сидела на переднем сиденье, а за ней — муж с женой. Уже темнело, и они поинтересовались: «Тебе куда, дочечка?» Узнав, что в Хорогочи, спросили, как же она дальше будет добираться. Надя ответила, что будет ждать попутку, вдруг кто-то будет ехать. — Да ты что, какие сейчас попутки, выходной, пойдём к нам. У нас такая же дочечка осталась на Украине. Как мы тебя здесь одну оставим! – предложили они. Но она отказалась. Надежда Александровна рассказала, что было дальше. — Стою, смотрю, машина идёт и освещает дорогу. Мне как-то страшно стало. Я отошла, чтобы меня не видно было. Это проехали корейцы. Им там давали участки леса. Они убирали его и возили к себе в Корею. Нет никого, смотрю — от посёлка идёт тот же мужчина. Забрал мои вещи и привёл в барак. Напоили меня, накормили. Они работали в мостоотряде. Утром к нам в посёлок шла машина, на ней меня и отправили домой. Чара В 1978-1979 гг. мехколонна – 151 базировалась в Марихте, в 1980 году переехала в Имангракан — разъезд 1945 км. В 1981 году продолжала отсыпать полотно железной дороги в Читинской области, где строили Новую Чару. Надежда в это время работала мастером. Дорогу протяжённостью более 200 км вели через горный хребет Кодар. Участок очень тяжёлый и опасный. Надежда Александровна рассказала несколько случаев. — Как-то ехали сдавать наряды в гололёд, зимой. Солярку перехватило в машине. В кузове едут мужики на выходные, мы с нормировщиком — в кабине. Вдруг машина глохнет и катится назад. Вечер, темно, ничего не видно, куда мы едем. Тормозов нет. Потом машина встала. Мы вышли, смотрим – обрыв, а на краю камень. Машина уперлась в него. Сдвинься он, и все бы в пропасть улетели. А сколько ребят погибло! Перевалы там, как в Сочи. Трубы возили по перевалу, старались проехать по речке. Что не так пойдёт, моментом раз — и ушёл под воду. И уже не спасти. У меня на смене вот так бульдозер ушёл. Мы сыпали в речку прижим. Сыплем, а потом бульдозер толкает, и это проваливает лёд. Он толкал, толкал, машина высыпала и отъехала, а бульдозер с этой кучей ушёл под воду. Хорошо, что у машины дверца открыта была. Льдина перевернулась, человек выскочил из тонущего бульдозера, да на этой льдине жив и остался. Бульдозер потом достали. Василий Мартыненко Здесь она встретила своего Василия. Родом он из Бейсужка Второго. Перед армией окончил курсы водителей. Служил в Германии два года, а после поехал на БАМ, где работала его сестра. Стал водителем на бензовозе в той же мехколонне, что и Надежда, только на другом участке. Василий первым пригляделся к девушке. Пословица гласит, что путь к сердцу мужчины лежит через желудок. Только у них получилось наоборот. Мама ему с Кубани семечек пришлёт, сестра блинчиков напечёт, а он приедет и угощает её. Сейчас она шутит: «Так меня и прикормил!» На самом деле её подкупила его доброта и весёлый характер. По совету Нади, Василий перешёл работать на КРАЗ в её бригаду. Свой брак они зарегистрировали в Чаре. Переезд на Кубань В 1983 году в семье Мартыненко родилась дочь. Уезжать с БАМа они не планировали, только жить с ребёнком стало сложней. В сентябре 1984 года Надежда с дочерью переехала к своим родителям, а в ноябре — к родителям мужа. Василий не захотел жить один и уже в декабре вернулся на Кубань. Сначала он устроился работать в «Сельхозхимию», а когда организация прекратила существование, перешёл в «Коммунхоз» водителем походки. Надежда Александровна 22 года работала в архитектуре. В Выселках они сначала жили на квартире, потом взяли участок и построили дом. Счастливый период жизни Надежда Александровна и Василий Алексеевич награждены медалями «За строительство Байкало-Амурской магистрали». У каждого, кто вложил частичку своего труда в эту Всесоюзную стройку, БАМ останется в сердце навсегда. Вот и Надежда Александровна говорит: — Это наша молодость. Мы были идейные, все патриоты и комсомольцы, и активисты. Всего семь лет, а в памяти они остались на всю жизнь! Много хороших воспоминаний о БАМе. Работали там люди замечательные: молдаване, украинцы, русские, белорусы, представители всех советских республик. Все были друзьями. Взрослые к нам, молодым, относились, как к детям. Вместе собирались и отмечали Новый год. Ребята играли на гитарах, пели песни «Не расстанусь с комсомолом, буду вечно молодым», «Меня моё сердце в тревожную даль зовёт» и другие — о БАМе. Приезжали артисты, даже Дин Рид, но все не могли на концерт попасть: неблизко, да и непросто с участка выбраться, работу не бросишь. В магазины и автолавки привозили всё необходимое, но мы же нетребовательные, не за роскошью ехали, а с комсомольским задором работать. Ходили собирать бруснику, клюкву, голубику, жимолость, морошку и грибы. Даже варенье варили. Мы с мужем часто вспоминали это время как самый счастливый период жизни. Конечно, было здорово! Смотрели фотографии и плакали. Дружба крепкая не сломается Все годы супруги Мартыненко поддерживали связь со своими друзьями-бамовцами. Татарин Юра Радин работал экскаваторщикам, сейчас проживает в Бугульме. Из Славянска-на-Кубани приходят весточки от Алексея и Любы Кошель. Пишет из Ангарска прораб Юрий Иванович Стец. В Коми живёт бывший начальник участка Александр Фёдорович Капинус (позже он работал начальником мехколонны). Оля и Николай Малай приезжали в гости из Ростовской области. «Переписываемся, и это так греет душу, — говорит Надежда Александровна. — С каждым годом строителей магистрали становится всё меньше». Супруги воспитали двух дочерей, радовались своим внукам. Вместе они прожили 39 лет. Василий Алексеевич ушёл из жизни в 2021 году. Дети и внуки помогают Надежде Александровне. Стараясь отвлечь её от грустных дум, внуки просят: «Бабуль, расскажи о БАМе!»