Как в Кыргызстане восстанавливают реабилитационный центр для животных после пожара?

В Кыргызстане начали восстановление реабилитационного центра для диких животных после пожара. Олени, лисы, ястребы, дикобразы и другие звери оказались на грани выживания. Зоопарк существует в Бишкеке уже несколько лет.

Идея создать пристанище для диких животных возникла у братьев Шевченко еще в детстве. Старший Владислав — увлекался зоологией и биологией. Бездомные собаки, кошки, ящерицы, подбитые детьми птицы находили приют в их доме. С годами зверей становилось все больше. Об увлечении узнали горожане по сарафанному радио. Стали приносить как домашних питомцев, так и подобранных, нуждающихся в помощи представителей дикой фауны. Содержать их было негде. Пришлось идти на переговоры с различными организациями о выделении территории. Руководство одного из парка развлечений на юге столице предоставило участок с условием открыть центр для посещения горожан. Цены на билеты, даже с учетом инфляции, остались такими же, что и семь лет назад.

«Выручка от билетов покрывает лишь 30% затрат на корм и лекарства, которые необходимы животным. Цена символическая. Взрослый билет — 200 сомов (это 225 рублей). У нас в первую очередь социально ориентированный проект. Мы работаем и с детскими домами, и с различными организациями, вход для которых абсолютно бесплатный. Детки приходят, обучаются, мы ведем работу и с университетами, — рассказывает Владислав Шевченко.

В конце января на территории зоопарка произошел пожар. Пострадали четыре закрытых вольера для тропических животных. Официальная причина замыкание в электрической проводке. Кенгуренок, семейство обезьян, попугай Ара, сурикаты погибли от сильной задымленности, а не от огня.

«Сами вольеры сильно не пострадали, проводили экспертизу, пожарные приходили. Конечно, от короткого замыкания никто не застрахован, но нам от этого не легче, потому что эти малыши родились у нас. Кенгуренок любимец публики — адаптировался к нашему климату. Обезьянки родились в центре, их работники сами с детской бутылочки выкармливали. Для нас всех это большая трагедия, — делится переживаниями Владислав.

У каждого животного здесь своя трагическая история. Этого сапсана сотрудники центра прозвали «Шах. Здоровая хищная птица из семейства соколиных способна развивать скорость до 400 километров в час. В центр она попала с перебитым крылом. Заживление было долгим и затратным. Сейчас под уже окрепшими перьями форму крыла поддерживают металлические спицы. До конца своих дней «Шах проведет в клетке. Летать он уже не сможет.

А этого осла привезли из южной столицы Оша, крупного населенного пункта на юге республике. Известно, что он бродил по этому древнему кыргызскому городу в поисках пропитания больше года. Зимой сломал ногу и примерз к земле. Его вовремя нашли волонтеры, отогрели и отправили за 700 километров в реабилитационный центр. В результате длительного лечения конечность удалось сохранить, вот только полностью опираться на нее животное уже никогда не сможет. Назвали его незатейливо — Иа.

«А это европейские лани. В отдаленном селе, в горах у заводчика было целое стадо. Привозил парнокопытных из России. Напали волки, всех перегрызли. Уцелевших животных отдали в центр. Живут уже здесь больше 6 лет, в прошлом году у пары появилось потомство. Олененок очень активный, порой даже агрессивный, но к нашему климату привык, — констатирует Владислав.

В другом вольере круги нарезает серый волк. В зоопарк его привезли еще щенком, из самой холодной области республики — Нарынской. Родителей истребили охотники, а малышей подобрали местные жители. Дорогу до Бишкека смог пережить только один волчонок, еще трое замерзли. Выпустить в дикую природу зверя сотрудники центра по закону не могут. Волк относится к разряду «вредных хищников, за каждую добытую шкуру этого млекопитающего охотников вознаграждают. К этой категории относятся и лисы. Здесь их 6. Все подопечные центра — жертвы капканов и ружейных пуль.

«Эту лисицу зовут Алиса. Она к нам попала достаточно давно. Может, лет 5-6 назад. Ее израненную принесли местные жители. Она стала жертвой уличных собак, которые ее очень сильно подрали. У нее было вспорото брюхо и поврежден глаз. К сожалению, глаз нам не удалось спасти, наложили много швов. Алиса оклемалась и даже умудрилась позже родить, —объясняет специалист по уходу за дикими животными Андрей Шевченко.

В центре содержат и диких животных, и сельскохозяйственных, и домашних. Их приносят хозяева, когда забота о питомцах утомляет, рассказывают работники центра. Попугаи, павлины, куры, гуси, кролики находят здесь свой дом.

«Приносят постоянно, особенно кроликов и морских свинок. Ребенок захотел живую «игрушку — родители купили. Через несколько дней их приносят к нам. Многие животные истощены, измучены. Люди забывают, что каждому животному нужен свой, особенный уход. Это время и силы. От постоянной смены обстановки звери в стрессе, некоторые просто погибают. Я бы призвал всех перед приобретением любого животного не забывать высказывание из философской повести «Мы в ответе за тех, кого приручили, —напоминает Владислав Шевченко.

Но есть в центре и много позитивных моментов. Это и рождение в неволе новых подопечных, и выпуск в дикую природу здоровых зверей и птиц. За время существования центра, а это больше семи лет, его работники выпустили на волю более сотни пернатых, пресмыкающихся и млекопитающих.