Иностранцы просятся в Россию как в страну традиционных ценностей
В Россию хотят вернуться тысячи соотечественников и просятся иностранцы. Причины из серии невыносимых - их детям предлагают перемену пола, а взрослым - эксперименты со своей человеческой природой и 18 (52, 70) полов на выбор. К нам просятся как в страну традиционных ценностей, которые во многих других местах приходится защищать законом. Премьер-министр Словакии Роберт Фицо заявил, что готов внести в Конституцию своей страны норму только о двух полах: "Мы не можем допустить, чтобы рядом были мужчина, женщина и кто-то, кто думает, что он вертолет, собака или кошка". Но не начнут ли известные меньшинства ревизию вернувшегося к человечеству здравомыслия? Об этом наш разговор с экспертами "РГ".
Да здравствует победа здравого смысла!
Вы рады возвращению в США к привычной картине мира, когда законны только мужской и женский пол?
Юрий Грымов, театральный и кинорежиссер: Слушайте, мы дошли до такой крайности, что радуемся победе здравого смысла? В какой же тогда запущенной ситуации мир находился, всерьез обсуждая все эти гендеры, названия которых теперь и не вспомнить! Преступная чехарда с полами даже не нравственность оскорбляла, а здравый смысл.
Наталия Нарочницкая, доктор исторических наук, член Совета фонда фундаментальных исследований: Я верила, что рано или поздно кто-то на Западе вернется к реабилитации христианских ценностей. Потому как морок 18 гендеров, смены полов и прочего разгула "равенства" сущностей (существование которых не укладывается в голове нормального человека) ставили крест на человеческой цивилизации. Ведь в чем идейная суть ЛГБТ-повестки (*движение, запрещенное в РФ)? Вместе с фактической отменой Ветхого Завета она отменяла природу человека. В Ветхом Завете сказано: "Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость: да будут преданы смерти, кровь их на них". То есть они совершали мерзость перед лицом Бога. И если родоначальники ЛГБТ-активности (запрещена в РФ) говорили о "свободе выбора", мол, пусть личность сама решает, с кем ей быть, ей же отвечать перед Богом, то их идейные продолжатели пошли дальше. Они заговорили и утвердили в части стран равенство законодательных прав всех гендеров, которых в особо продвинутых странах уже начитывается до 70. И дискутировать по этому поводу было опасно. Победил абсолютно тоталитарный подход, когда не то что отказ - осторожная критика ЛГБТ-ценностей (запрещены в РФ) лишала людей права на гражданство и свободы. То же, что с ними разрывали трудовые контракты, запрещали преподавать или доносить свою точку зрения через медийное пространство, стало "новой нормальностью", которая не обсуждалась.
Илья Слободчиков, психолог, доктор наук: Я думаю, решение признать законными два пола абсолютно здраво. Ведь как бы кто ни развлекался на тему множества полов, хотим мы этого или не хотим, с биологической, медицинской точки зрения у нас два пола - мужской и женский. И это очень умный ход - норматизировать понимание пола. Точка отсчета должна быть предельно конкретной, и она выбрана - это биологический, медицинский взгляд на пол.
Рядом с мужчиной и женщиной не должен быть человек, уверенный, что он кошка, собака или вертолет
Легко ли будет вернуться к норме?
Что будет твориться в головах у тех, кого убедили, что вокруг них 70 гендеров!
Юрий Грымов: Я все-таки не думаю, что в Америке или Европе начнется серьезная мировоззренческая ломка. По-моему, большая часть населения планеты Земля к такому количеству гендеров все-таки относилась с иронией. Им, правда, голоса не давали. Но люди все равно у себя дома "на кухне" посмеивались над этим. У меня знакомый, работавший в ООН, при переходе на другую работу написал в анкете, что у него мужской пол. На что ему отдел кадров сказал: лучше напишите "неопределившийся". Крис говорит: как я могу написать "неопределившийся", когда у меня жена и двое детей?! А ему в ответ: но ТАК у вас будет больше шансов получить на новой работе высокую должность. "То, что вы были мужчиной, это лишь ваше мнение в прошлом. А сейчас вы уже неопределившийся". И люди ставили такие галочки, но, конечно, как и Крис, смеялись над этим. Поэтому, я думаю, все моментально вернется на круги своя.
Наталия Нарочницкая: А ко мне однажды в Германии подошел профессор одного из вузов и спросил, как ему и его семье можно получить российское гражданство. Причина простая: после того, как он письменно запретил двум своим дочерям посещать уроки сексуального просвещения, даваемые представителями сексуальных меньшинств, ему органы опеки пригрозили "изъятием" дочерей.
Россия в христианском мире последние двадцать лет оставалась факелом - ориентиром традиции. Теперь США и атлантический мир тоже возвращаются к традиции. Но за ее понимание и способы ее продолжения, я думаю, предстоит мировоззренческая схватка. Конечно, есть надежда на утверждение нормы и дискуссий на эту тему. Слава богу, на Западе сильнейшая философская и богословская школы.
Но думать, что завтра все станет как было, все-таки наивно. За двадцать лет ЛГБТ-вакханалии (*движение, запрещенное РФ) выросло не одно поколение ее убежденных последователей, включая истеблишмент ЕС и США. И просто так они не отступят. На мой взгляд, они продолжат игру как на поле отстаивания своих прав и свобод, так и на поле самих традиционных ценностей, пытаясь размывать их. Думаю, именно эту коварность имели в виду представители Русской православной церкви, когда заявили, что пространство традиционных ценностей с приходом на эту площадку США станет высококонкурентной средой.
Илья Слободчиков: Мне кажется, выбранная точка отсчета вовсе не означает запретов и вычеркивания кого-то или чего-то из жизни. Не думаю, что решение о двух полах сразу повлечет, например, плохое отношение к трансгендерам. Америка, надо полагать, как была, так и останется мультикультурной страной. Но с точки зрения юридической, социальной, экономической, спортивной определится нормативная ситуация.
Трамп ведь не ввел запрет, а только провел нормативную границу. Эта граница как якорь, к которому можно привязывать все остальное, даже документы. Я убежден, что в личные половые истории в Америке (да и у нас) никто не станет вмешиваться. Но очень важная внешняя социальная рамка поведения определена. Не надо эпатировать публику и вызывать конфликты на пустом месте. Должны быть прописаны внешние правила поведения, а гражданин обязан их придерживаться. В том числе и из-за уважения к своей стране.
70 гендеров - это крах человеческой цивилизации
Денис Стритович, скульптор: Я думаю, что решения о двух полах вместо множества гендеров - это все не шутки. Но надо и помнить, что США остаются сверхдержавой, которая "тащит" глобальный мир и немалую часть его ценностей. Интернет, Голливуд, массовая культура - они дают продукт, который цепляет весь мир. Заметим, что цепляет как раз тем, что он весьма далек от традиционных ценностей. И нас убеждают, что им нет места в высокотехнологичном будущем. Поэтому нам не стоит делать вид, что чехарда с полами на Западе - это их "смех и грех", а мы хорошие, правильные и нас это не касается.
Я думаю, что отстаивание традиционных ценностей у нас будет зиждиться на экономике. И материнский капитал, и семейная ипотека вместе с системой заботы о семье пусть медленно, но верно будут работать на их укоренение. Но культурное пространство (как глобальное, так и внутреннее) давно и прочно заточено на индивидуализм и сексуализацию. Скажу жестче: мы, когда ищем место личности в мире и меру ее свободы, идем вослед за Западом, пусть и в относительно безопасном фарватере, но повторяем его постмодернистские пути.
Но культивируемая глобальным миром раскрепощенная личность немыслима без религиозного чувства стыда. Этот стыд, как меру устойчивости личности, похоже, как раз и хотела отменить отменяемая теперь Трампом ЛГБТ-повестка (*движение, запрещенное в РФ). А стыд дает личности стержень. И его надо растить как дитя. И это еще более долгое дело, чем отлаживание экономики традиционной семьи.
Осторожно: мы во временах переоцененного секса
Неужели после новых президентских выборов придет кто-то, рискующий вернуть 18, 50 или 70 полов?
Андрей Тесля, философ, Балтийский университет имени Канта: Увидим. И поймем, насколько на самом деле сильна ЭТА политика многообразия полов. Насколько американцы готовы вновь принять вариативное понимание пола и участвовать в столь произвольном культурном конструировании себя как человека. Доселе эти устремления все-таки явно поддерживались большой политической силой. Теперь ситуация изменилась. Посмотрим, для многих ли людей и насколько ли значимо возвращение к старой нормальности. Пока вернулась только внешняя нормативность.
Но история разделения людей на мужчин и женщин началась до нашей эры… Этой традиции 300 тысяч лет.
Андрей Тесля: Да, но за последние 100 лет резко возросла способность человека произвольно менять свою природу.
Что в нас можно поменять, кроме странной перемены пола? Сердце? Суставы?
Андрей Тесля: Я имею в виду перемену человека с точки зрения его коммуникаций. Смартфоны, компьютеры, ноутбуки - эта новая реальность тоже меняет нас, нашу возможность взаимодействия с другими. И в какой-то мере это тоже расширение нашего тела. Пусть это и не прямое вторжение в телесную границу... Ну а если вспомнить еще и современные биотехнологии, интеграцию чипов в человеческий мозг - разве человеческая природа с этой точки зрения не меняется?
Но это не касается сюжета "мужчина и женщина"…
Андрей Тесля: Сюжет "мужчина и женщина" еще с античных времен ложится поверх всех социальных наслоений - у патриция и раба на уровне пола может быть один человеческий удел. Ну а в Новом времени появляется понимание универсальности человека. Главным становится то, что все мы люди - и патриции, и служанки, и короли, и подмастерья. И в этом равны. Не там, в финале, перед лицом Бога, а еще здесь. И в этой перспективе равенства главное различие людей - мужчины и женщины - приобретает особое значение… А в результате опыта ХХ века, бурного изменения социального положения, высокой мобильности (как вертикальной, так и горизонтальной) пластичность человеческой природы еще более возросла. И наверное, из этого выросло и множество гендеров. Раз у тебя столько статусов, образований и профессий, то почему не может быть множества полов? Пока вариант ответа "а полов тоже много" выглядит плохим и не работает. Но сама проблема пластичности человеческой природы никуда не денется.
Но пол-то - "институт" от Господа Бога - почему должен быть пластичным?
Андрей Тесля: За последние 50 лет мы пережили революцию в сфере сексуальности. Стал универсальным и повсеместным эротический секс, возникли практики, делающие его самоценным и отдельным удовольствием. Появились сексуальные моды, достаточно новый феномен. Это касается даже экономики. Цензурный пример: книга и фильм "Пятьдесят оттенков серого" резко повысили спрос на предметы легкой БДСМ-тематики.
А не говорит ли это о заманипулированности людей? Такие манипуляции-то и кончаются 18 полами… Кант, которого вы изучали, не был же гомосексуалистом...
Андрей Тесля: Канту это навязано. Это проекция современных расхожих сюжетов на прошлое. В прошлом вопрос о его гомосексуальности прозвучал бы странно. Тогда было много людей без всяких сексуальных контактов - и не только монахов, но и холостяков, бобылей, старых дев, наконец, просто людей, стремящихся к телесной чистоте. И ни у кого вопроса "а что с ними не так?" не возникало. Он вырос из современной усредненности представлений о человеке и переоцененности секса. Ну а возвращение двух полов - это все-таки возвращение модерн-представления. А оно предполагает, что разделение полов и сексуальные взаимоотношения - главный вопрос, на который надо отвечать.
Нужен новый Голливуд!
Если мы хотим сохранить традиционного человека и общество (традиционного не в смысле "несовременного", а в смысле "нормального"), не обойтись без более честных, но все-таки технологий воздействия на него. И наверное, на первом месте тут кино и видеоконтент…
Юрий Грымов: Да, и Америке, и человечеству вообще нужен новый Голливуд. Может быть, мало кто заметил, но я очень рад тому, что Трамп обратил внимание на Голливуд. И хочет вернуть ему былую славу.
А былую славу Голливуда (как и былую славу нашего кино) создавал автор. И именно автор - сценарист, режиссер - должен иметь куда большие полномочия, чем продюсеры, которые сейчас правят и российским, и западным кино.
Поэтому если человечеству хватило мужества - а это мужество! - вернуть два пола, я надеюсь, что хватит мужества и желания возродить кино таким, каким оно было в 80-е годы… Вообще-то мировой кинематограф закончил свое новаторское развитие где-то в 50-х, но окончательно перестал быть стоящим искусством в 90-е. Нам надо вернуться хотя бы в 80-е… Недавно ушел Дэвид Линч, как раз бесспорный "автор". Поэтому если мы отрулим к этому понятию, а такие люди, как Линч или Скорсезе, станут людьми, принимающими решения, поверьте, мир серьезно начнет меняться к лучшему.
Между тем
Продюсеры бесполой эры не сдадутся
Эдуард Понуждаев, профессор РАНХиГС: Нам надо думать о том, как укрепить институт семьи, стимулировать рост рождаемости, но иметь в виду фон цивилизационного "сопровождения" - гендерные движения, несмотря на декларируемую их отмену, стали превращаться в локомотив истории. Уже в 2025 году украинец открыл детский ЛГБТ-лагерь (*движение запрещено в РФ) в Испании. Малоимущим трансгендерам в США выплачивают по 1200 долларов, в США и Канаде им же разрешено выращивание на дому каннабиса. Продюсеры бесполой эры через ВОЗ финансируют стерилизацию мужчин и женщин Африки, в Индии через систему вакцинации продвигают создание семьи с одним ребенком или без детей. Бесполый проект умело находит исторические щели для внедрения. Поэтому, на мой взгляд, следует ожидать наступления бесполой эры через радикализацию феминизма, отстаивание прав индивидуума в ущерб социуму и роста агрессивного маркетинга ради сверхпотребления. По этим направлениям предстоит противостоять попыткам утверждения небинарных ценностей.
Иностранцы продолжат перебираться в Россию
Анатолий Бублик, лидер движения "Путь домой": Мы с женой увозили из ФРГ от русофобии и ЛГБТ-повестки (* движение запрещено в РФ) четырех дочерей. Нам было проще, чем тем, кто сегодня переезжает. Их порой выпускают без средств к существованию. В половине стран ЕС стоит заикнуться, что ты переезжаешь в Россию, лейбл "врага" клеится сразу. В Канаде и США такие переселенцы преследуются юридически, в ФРГ, Швеции и Норвегии частично поражаются в правах. Бьют по уязвимому - отнимают детей и блокируют счета в банках. Слава богу, в Италии, Испании, Греции догма семьи как главного института общества еще сохранилась. Оттуда легче переехать, но и там растет число преград. Все просто - начинается конкуренция за людей. И иностранцы продолжат перебираться в Россию. Другое дело, сможет ли она всех принять. Это вызов. И у России есть шанс на этот вызов ответить собиранием народа. Того, который в 90-е уезжал за американской мечтой или колбасой, а покидает страну-мечту из-за подмены или отмены тех ценностей, что остались здесь, в России.