Эксперт Сапожников: подъем частей танкеров предотвратит новый разлив мазута

МОСКВА, 10 февраля. /ТАСС/. Работы по подъему частей танкеров, затонувших в Черном море у Керченского пролива, или по откачке нефтепродуктов из них лучше всего провести до начала штормов, которые обычно происходят в регионе в начале весны. Это позволит исключить риск разгерметизации отсеков, где еще остается мазут, сообщил ТАСС ведущий научный сотрудник лаборатории экологии прибрежных донных сообществ Института океанологии имени П.П. Ширшова Российской академии наук (ИО РАН) Филипп Сапожников.

"Разгерметизация танков с мазутом, в настоящее время находящихся на дне, возможна при прямом или же опосредованном воздействии сильных весенних штормов, относительно регулярно происходящих на многих участках акватории Черного моря в марте. В свете реализации возможностей и технических решений по подъему [частей танкеров] или откачке мазута из танков вероятность повторного распространения нефтепродуктов по акватории нивелируется", - сказал Сапожников.

Ранее сообщалось, что танкера "Волгонефть-212" и "Волгонефть-239" разломились при крушении, каждый - на носовую и кормовую части. Корма судна "Волгонефть-239" находится на мели, нефтепродукты из нее уже откачаны, корпус демонтируется для утилизации. Три других фрагмента танкеров затонули на глубинах от 17 до 23 м.

"Глубина воздействия сильных штормовых волн в этом районе на предметы, лежащие на дне, может достигать 15-17 м. Усталость металла и другие механические свойства корпуса и оболочек танков, включая их элементарный многолетний износ, могут способствовать их растрескиванию при продолжительном воздействии штормовых волн. Кроме того, на дне Керченского пролива покоится большое количество фрагментов ранее затонувших судов, контейнеров и такелажа, и некоторые из них смещаются при сильном шторме. Такие фрагменты - как правило, металлические - способны механически повредить оболочки танков с мазутом", - уточнил Сапожников.

Он отметил, что пока риски - гипотетические, так как невозможно настолько заранее прогнозировать частоту, продолжительность и силу весенних штормов. Также непредсказуемо, сколько может вытечь мазута при разгерметизации танков и в каком направлении будет распространяться разлив - это зависит от силы и направления течений, а также ветра в конкретный момент.

"При этом, как и было ранее заявлено на высоком уровне, конечное решение [для подъема судов или откачки нефтепродуктов] должно учитывать все группы рисков и не привести к нарушению экологического баланса в периметре нахождения затонувших фрагментов судов", - добавил собеседник агентства.