В Москве прошла премьера фильма "Пророк. История Александра Пушкина"

Московская премьера "Пророка" состоялась в день памяти Пушкина - в день, когда жизнь гения оборвала пуля более удачливого дуэлянта. Сыгравший поэта оскаровский номинант Юра Борисов предложил начать сеанс минутой молчания.

В Москве прошла премьера фильма "Пророк. История Александра Пушкина"
© Российская Газета

Сказать, что фильм, вслед за самим Пушкиным, дерзок, - ничего не сказать. 26-летний режиссер Феликс Умаров, пришедший в кино из рекламного бизнеса, в своем полнометражном дебюте поставил задачу, кажется, невыполнимую - сказать о национальном гении нечто такое, чего не было. Увидеть его сегодняшним взглядом новых поколений, которым все хрестоматийное навязло в зубах. Рассказать о нем сегодняшним языком, в сегодняшних ритмах. И даже наизусть знакомое прочитать так, как еще не читали.

Тем не менее фильм имеет название "Пророк. История Александра Пушкина". Байопик? Но авторы не имели цели пересказать биографию во всех деталях, в костюмах и на языке того времени. Они рассказали историю Пушкина такой, какой ее себе представляют. Поставив на его место себя сегодняшних. Так бывает в школьных спектаклях: пусть Сашей будет Вася, а Наташей - Маша. Тут и гримы не нужны, и костюмы "из подбора". Я сильно преувеличиваю, но принцип такой. Пушкин - это Юра Борисов без попытки стать похожим, графиня Воронцова - прекрасная Аня Чиповская без особых потуг играть в никому уже не известной пластике XIX века. А этот долговязый красавец с балетной выправкой - и.о. императора Николая I (Евгений Шварц).

Впрочем, пересказана история Пушкина. От лицейских бунтарских лет, где поэта играет 16-летний Кай Гетц, до его гибели. Но без положенного к случаю придыхания, без пошлого "наше все", без пьедесталов и дистанции. Кадр не сконцентрирован на Пушкине, он равный среди равных, хотя и гений, и все это понимают. Язык диалогов без архаики, взрывной, чуть гопнический даже. Пушкин может взобраться на стол, чтобы читать "Вольность" в рэпе, может запеть и пройтись по улице в танце - у нас еще и мюзикл. Костюмы персонажей придуманы без консультаций с историками - фантазийны и отражают едва ли не все эпохи, включая декаданс. В фильме есть ликующий азарт неофитов, с изумлением открывших, что Волга впадает в Каспий, - и он подкупает, зал с радостью впадает в сражающее свежестью игровое детство.

Режиссер безусловно талантлив, от него надо многого ждать в будущем. Единственное, чего ему не хватает, - возраста; недостаток, как известно, слишком легко поправимый. Не хватает зрелого освоения окружающего киномира. Пока его фильм слишком заимствует то блеск "Серебряных коньков" Локшина, то шик ночного клуба с его Rich Man's Frug из "Милой Чарити" Боба Фоссе, то фирменные приемы типового западного мюзикла. Во всяком случае, постмодернистские приемы тоже не грех, а знак времени.

На мой вкус, чересчур много громогласной, громоздкой, пафосной музыки Райана Оттера - в момент затишья ее сменит классика, опять же самая расхожая, хрестоматийная, никак здесь не обоснованная.

Жанр мюзикла - самый спорный выбор авторов. Я не о рэпе - он задает молодую пружинную энергетику, хотя и успешно съедает пушкинские строки. Однако персонажи иногда поют - от Натальи Гончаровой (Алена Долголенко) до самого Пушкина. И это всегда неожиданно, необязательно - ни сценарий, ни режиссер, ни автор саундтрека никак не готовят этот стилевой кульбит, он возникает просто потому, что так решили: у нас мюзикл. Хитов, несущих новые эмоциональные уровни, там не предусмотрено, никто ничего из спетого не запомнит. Хореография тоже возникает всегда неожиданно - к примеру, почти танцевальный дуэт императора с Пушкиным в их теннисной дуэли выглядит вставным, не имеющим развития номером.

Все упоительно красиво - пейзаж, интерьеры, "вещественное оформление", все без исключения герои. Авторы не удержались от мстительного удовольствия в патетической сцене дуэли выставить Дантеса трусоватым, позорно прикрывающим лицо слабаком, но это единственное напористое высказывание в фильме. А так даже Бенкендорф, регулярно норовящий отправить Пушкина в ссылку, выглядит вполне достойным противником. Не говоря о своем в доску императоре.

Секрет непробиваемого обаяния актерской индивидуальности Юры Борисова еще придется разгадывать, когда накопится массив ролей. Но это обаяние несомненно есть, оно мощно работает даже в случае типажно не подходящей ему роли Пушкина, компенсируя отсутствие усилий добиться портретного сходства. Пушкин и впрямь стал ближе сегодняшнему зрителю уже тем, что ограничился исключительно хрестоматийными строками и не пытался, как положено в байопиках, изображать пароксизмы творчества. Однако ни сценарий, ни режиссура так и не дали почувствовать, почему этот Пушкин - пророк, эта мистическая тайна гения осталась не разгаданной. Считается, что и так все знают: Пушкин - это Цой позапрошлого века.

Итак, мечта о сегодняшнем Пушкине частично сбылась. В новом блокбастере, дорогом и постановочном, есть свежесть молодого восприятия хрестоматийного материала - неизменно того, что задают в школе. В чем-то наивная, в чем-то подкупающая радость самостоятельного открытия прописных истин. Это чувствуется даже в эпилоге с "передачей эстафеты", который увидят зрители, досидевшие до конца финальных титров.

Картина снималась в реальных пушкинских местах - в роскоши петербургских дворцов, в тиши Михайловского. Пишут, что в иных залах киносъемки дозволили впервые, и участники съемочной группы там изумленные экскурсанты, они не скрывают восторга приобщения к великому, прекрасному и вечному. Атмосфера этого шикарного, шумного и энергичного киноспектакля словно воспроизводит лицейское братство, противостоящее наделенным государственной властью педагогам-пастырям. Здесь есть азарт игры в Пушкина, игры в невообразимо далекий век и, наконец, игры в Большое кино.

А главное, во всем чувствуется почти религиозная влюбленность в Пушкина, что, в общем, и решает счастливый исход дела.