Перегонщик истребителей из США создал в Кыргызстане детский радиокружок

Дядя Миша - так звали воспитанники Ошского радиокружка, работавшего в Доме пионеров южной столицы Кыргызстана, своего наставника - скромного, но строгого специалиста по радиотехнике. Ребята, посещавшие его занятия, нередко одерживали победы на олимпиадах и соревнованиях. О том, что учатся у настоящего героя, они и не догадывались, ибо прошлое руководителя кружка было засекречено практически до распада СССР.

Перегонщик истребителей из США создал в Кыргызстане детский радиокружок
© Российская Газета

Вслед за Чкаловым

Кружок, дети, походы с воспитанниками в горы - в мирное время. А во время Великой Отечественной войны...

1941 год застал Михаила Марченко в Сибири, в Омской области, где он жил с родителями и учился в сельской школе. 15-летний юнец грезил небом, как и многие мальчишки того времени, впечатленные подвигами легендарного Валерия Чкалова. Полученного образования для поступления в летное училище не хватало. Но однажды ему попалась на глаза информация о Фрунзенской авиационной радиотехнической школе (ФАРТШ). Эта школа была создана в столице Советской Киргизии в марте 1943 года, на базе дислоцировавшейся здесь 47-й отдельной учебной авиационной эскадрильи Гражданского воздушного флота (ГВФ) и эвакуированного в 1941 году во Фрунзе 4-го Московского авиационного техникума из Тушино.

Организатором школы был отозванный прямо с передовой майор Яков Израилевич Рапопорт, кавалер двух орденов Красной Звезды. Позднее он был назначен начальником Рижского авиационного училища специальных служб Гражданского воздушного флота (ГВФ).

Миша загорелся желанием учиться в этой школе и добился своего. В ноябре 1943 года он поступил во Фрунзенскую АРТШ. В условиях военного времени заведение подчинялось Государственному комитету обороны СССР. Здесь готовили радиотехников, штурманов-бортрадистов, стрелков-радистов и бортрадистов для авиации дальнего действия и военно-транспортной авиации, входивших в состав ВВС.

Молодого и перспективного курсанта направили в группу подготовки штурманов-бортрадистов, и через год обучения он сдал на отлично все выпускные квалификационные экзамены. Марченко получил воинскую специальность штурман-бортрадист. Ему было присвоено воинское звание сержанта.

Линия Мазурука

21 ноября 1944 года сержанта Марченко призвали на службу в легендарную 1-ю перегоночную Краснознаменную авиационную дивизию (1 ПАД) Гражданского воздушного флота СССР. Ее летный состав был молод, средний возраст 20-25 лет. Формировалась дивизия в городе Иваново. Здесь новобранцев знакомили с американскими самолетами, здесь же они проводили тренировочные полеты. Но не для боев с нацистами, а для другого фронта. Дивизия, как оказалось, занималась перегонкой авиатехники, поставляемой США в СССР по ленд-лизу по воздушной трассе из американского города Фэрбенк на Аляске в Красноярск.

Имен у этого воздушного моста было много. Его называли Аляска - Сибирь (АЛСИБ), Красноярская воздушная трасса, линия Красноярск - Уэлькаль. Впрочем, те, кто работал на этом направлении, называли его просто - линия Мазурука. Это имя она получила в честь командира дивизии, полярного летчика, героя Советского Союза, полковника Ильи Павловича Мазурука.

18-летний сержант Михаил Марченко служил штурманом-бортрадистом летных экипажей 2-го перегоночного авиаполка. Трассу в 1,5 тысячи километров группы истребителей на скорости 350 км/час проходили примерно за четыре часа и 20 минут. А зимой продолжительность светового времени здесь была лишь на 15-20 минут больше. В случае ухудшения погоды и если был закрыт промежуточный аэропорт, вернуться порой оказывалось невозможно. Дивизия несла безвозвратные потери - техники и летного состава.

Летчики по четыре-пять часов вели смертельный поединок с полярной стихией, стремясь на одном моторе долететь до пункта назначения при предельной для машины дальности полета. Им ежедневно приходилось совершать по два рейса, чтобы вернуться на исходную базу. "По этой трассе могут летать либо сумасшедшие, либо самоубийцы, либо русские", - говорили американцы, восхищенные героизмом советских летчиков.

От Морзе до гранаты

Информация о трассе АЛСИБ была засекречена до 1980 года, а период службы на трассе не считался участием в боевых действиях. Поэтому летчики и представители других воинских профессий, особенно пришедшие из ГВФ и не имевшие фронтового стажа, не считались участниками боевых действий, несмотря на наличие наград. Таким же был и Михаил Марченко. Впрочем, он нашел себя в мирной жизни и открыл дорогу в большой мир десяткам ребят.

Именно он в конце 1960-х инициировал открытие в Доме пионеров в Оше того самого радиокружка, он же стал первым его руководителем. Первые полгода все без исключения новички изучали азбуку Морзе, а через какое-то время сдавали дяде Мише экзамен по приему-передаче радиограмм. Для зачета по этой дисциплине нужно было выполнить нормативы третьего взрослого разряда - за минуту принять и передать радиограммы, состоящие из 70 букв или 60 цифр.

Вторым направлением, которым занимался Марченко, было радиоконструирование. Ребята своими руками собирали и паяли радиоприемники и игрушки-самоделки. Для этого было совершенно недостаточно знания школьной физики, поэтому воспитанники ходили в библиотеки, искали и читали детские и взрослые книги по радиотехнике. А еще были "охота на лис", требовавшая не только навыков пеленга, но и отличной физической подготовки, и радиомногоборье с метанием учебных гранат на расстояние, ориентированием на местности, бегом с барьерами.

В кружке была коллективная любительская коротковолновая радиостанция. К работе на ней допускали только хорошо подготовленных людей. Но какое испытывал счастье оператор, когда он из комнаты в Доме пионеров мог установить радиосвязь, например, с оператором из Владивостока или Минска! А знавшим в совершенстве азбуку Морзе и правила работы в эфире удавалось порой связаться с Бразилией или островом Шпицберген. В подтверждение таких контактов в кружок приходили по почте специальные карточки. Набрать их коллекцию из дальних и редких стран было большой удачей и счастьем.

Каждое лето Марченко вывозил ребят в горы - на 10 дней. Во время такого похода они самостоятельно ловили рыбу, собирали ягоды, готовили на костре еду А вечерами играли в регби и пели песни под гитару. Благодаря этому дружба, которая зародилась между "радийщиками", сохранилась до сих пор. Поэтому вплоть до 1992 года, когда дядя Миша ушел из жизни, его воспитанники, приезжая в Ош, считали своим долгом навестить наставника, поделиться с ним успехами, рассказать о проблемах.

Кстати

Благодаря Михаилу Марченко многие его воспитанники становились победителями на внутришкольных, городских, республиканских и союзных олимпиадах по математике и физике. А лучших из них ежегодно отбирали в летнюю физико-математическую школу на базе одного из научно-исследовательских центров Новосибирска. Конечно же, большинство после окончания такого обучения оставалось в Сибири, где они поступали в вузы.

P.S.

Автор благодарит за помощь в подготовке материала воспитанников Михаила Марченко - Сергея Чемоданова и Николая Макарова, собиравших историю наставника по крупицам в архивах.