МОСКВА, 12 февраля. /ТАСС/. Добытая советской внешней разведкой в 1940-х годах информация по американской ядерной программе показала масштаб угрозы не только Советскому Союзу, но и всему миру, работа советских разведчиков позволила сократить сроки создания советской атомной бомбы примерно на пять-шесть лет. Об этом говорится в статье директора Службы внешней разведки РФ, председателя Российского исторического общества Сергея Нарышкина под названием "Вклад разведки в победу советского народа в Великой Отечественной войне" в журнале "Вестник Совета Безопасности Российской Федерации".
По словам Нарышкина, получение информации по научно-технической, прежде всего оборонной, проблематике было одним из важных направлений деятельности внешней разведки в годы войны. "Добытые сведения сыграли большую роль в развитии науки и техники в СССР, в укреплении оборонного потенциала страны. На одной важнейшей операции нашей научно-технической разведки хотелось бы остановиться особо, - отметил он. - Она началась за год до Великой Отечественной войны и завершилась через несколько лет после ее окончания. 6 и 9 августа 1945 г. против японских городов Хиросима и Нагасаки было применено неведомое оружие, повлекшее смерть и неисчислимые страдания для полутора сотен тысяч мирных жителей. Весь мир ужаснулся, а военно-политическая элита Соединенных Штатов Америки погрузилась в состояние, близкое к эйфории. Обладание оружием колоссальной разрушительной силы казалось ей надежным фундаментом для установления собственного миропорядка без оглядки на другие народы и государства. Безудержные гегемонистские аппетиты у США сформировались именно тогда".
"Для руководства Советского Союза произошедшее не стало сюрпризом. Внешняя разведка еще в 1940 г. связала исчезновение из открытых научных журналов публикаций по ядерной тематике с развертыванием за рубежом работ по использованию энергии деления атомного ядра в военных целях, - отметил директор СВР. - Это положило начало операции по добыче атомных секретов Запада, получившей в оперативной переписке название "Энормоз" (от англ. enormous - огромный, чудовищный, невероятный). Объем и значение добытых разведкой документальных данных позволил наркому внутренних дел Л. П. Берии доложить этот вопрос непосредственно И. В. Сталину в октябре 1942 г.".
Нарышкин отметил, что, несмотря на "тяжелейшее положение страны, руководство СССР принимает решение о начале работ над собственным атомным проектом и в 1943 г. создает Лабораторию № 2 Академии наук СССР, которую возглавил Игорь Курчатов". "Из Англии, откуда были получены первые материалы по атомному проекту союзников, центр интересов советской разведки постепенно смещался за океан, - продолжил он. - Резидентуры активно вели поиск и привлекали к сотрудничеству помощников нужных компетенций, налаживали каналы связи, оттачивали вопросы конспирации. Добытые материалы показали, насколько грандиозна американская ядерная программа и насколько велика угроза не только Советскому Союзу, но и всему миру".
Просчет американцев
Нарышкин отметил, что позднее программа, реализуемая в США, станет известна как "Манхэттенский проект". "Подступиться к нему нашим разведчикам было очень непросто из-за беспрецедентных мер безопасности вокруг имеющих отношение к проекту ученых, инженеров, техников и рабочих, - отметил он. - Однако американцы просчитались. Нашей разведке удалось "взломать" систему контрразведывательных мер ядерных проектов и США, и Великобритании, проникнуть в святая святых ядерной программы бывших союзников".
"Закончились военные действия Второй мировой, а операция "Энормоз" продолжалась. Параллельно разведка докладывала о череде планов США по нанесению превентивных ударов по Советскому Союзу с использованием ядерного оружия. Первый план под кодовым названием "Тоталити" был готов в конце 1945 г., далее последовали "Пинчер" (1946), "Сиззл" (1948) и ряд других. Отличались они все возрастающим количеством целей и используемых атомных боеприпасов по мере наращивания арсеналов, - обратил внимание председатель РИО. - Общим для них было одно - концепция безответного удара в силу отсутствия у СССР оружия сравнимой поражающей силы: когда еще разоренные войной Советы создадут что-то сравнимое?"
Но, добавил Нарышкин, уже 29 августа 1949 г. на Семипалатинском полигоне состоится успешное испытание первой советской атомной бомбы.
Главный эффект
По словам директора СВР, не вызывает сомнений, что основной вклад в создание отечественного ядерного оружия внесли советские ученые, решившие множество фундаментальных научных задач, инженеры и конструкторы, разработавшие необходимые технологии и технические решения, а также советский народ, самоотверженным трудом воплотивший все это в жизнь в кратчайшие сроки. "Впоследствии в своих воспоминаниях и интервью "атомные" разведчики именно это неоднократно отмечали. Сами же ученые утверждали, что благодаря добытой разведкой информации были значительно уменьшены финансовые и материальные затраты на наш ядерный проект, исключены многие тупиковые направления научных исследований и опытно-конструкторских работ. И это произвело самый главный эффект - сокращение, по очень осторожным оценкам, сроков создания отечественной атомной бомбы на пять-шесть лет", - подчеркнул он.
Нарышкин обратил внимание на то, что после испытания ядерной бомбы на торжественной церемонии вручения наград участникам советского атомного проекта Сталин удовлетворенно заметил: "Если бы мы опоздали на один-полтора года с атомной бомбой, то, наверное, "попробовали" бы ее на себе".