Сретение Господне: суть праздника, что надо сделать, а что делать нельзя

Если в ночь с 14 на 15 февраля начать вбивать в поисковик церковное слово "Сретение", а праздник Сретения Господня отмечают именно 15 февраля, то, к великому изумлению, можно узнать об этом дне много совершенно невероятного. Загадочные заголовки в ночь на Сретение сыплются как из рога изобилия: "Что нельзя делать на Сретение Господне, чтобы не потерять все, что заработал", "Сретение Господне: какие грехи опасно совершать 15 февраля 2025 года", "Тайный смысл праздника Сретения", "Сретение Господне: о чем молчит Евангелие", "Праздник Сретения: что нужно сделать, чтобы потом весь год не жалеть" и даже совсем абсурдный "Как встретить свою любовь и счастье на Сретение". Видимо, фантазию авторов подстегивает затянувшееся празднование вчерашнего Дня влюбленных, и, хотя заголовки "Тайный смысл Сретения" и "Сретение Господне: о чем молчит Евангелие" меня окрылили, и мне даже есть что здесь рассказать, но все же я предлагаю для выяснения сути праздника обратиться не к фейкам в Сети, а к первоисточнику, к Евангелию. Ну, а если кому-то канонический стих от евангелиста Луки покажется сухим, можно расцветить праздник гениальным стихотворением Иосифа Бродского и картинами Рембрандта. Итак, начнем.

Сретение Господне: суть праздника, что надо сделать, а что делать нельзя
© Российская Газета

1. Что означает слово "Сретение", почему мы пишем его с заглавной буквы?

Церковнославянское слово "сретение" означает встречу. Но Встречу особенную, Встречу с Богом, потому здесь и появляется заглавная буква.

2. Какое событие лежит в основе праздника? Откуда мы о нем знаем?

О чем в день праздника Сретения Господня говорят в храмах?

В основе праздника - рядовое, бытовое событие тех времен: на сороковой день после Рождения Иисуса родители Богомладенца Мария и плотник Иосиф приходят в храм. Здесь, в Иерусалимском храме, и происходит Встреча, увековеченная в Евангелии от Луки.

Задолго до рождения Богомладенца жил в Иерусалиме праведник Симеон - переводчик Священных текстов с древнееврейского на греческий. Переводя пророка Исайю и его пророчества о том, что грядущий Спаситель, Мессия, родится от Девы, Симеон усомнился в том, что Дева, не познавшая мужа, может родить. Тогда переводчику Симеону явился Ангел и сказал, что он будет жить до тех пор, пока не увидит Спасителя воочию, своими глазами.

Жизнь в бесконечности, жизнь, не имеющая логического конца, как оказалось, может быть и не в радость. Евангелие, отдельно не останавливаясь на этом моменте, но дает понять: старец Симеон жил все эти долгие годы ожиданием Встречи с Мессией. Долгие-долгие годы в ожидании Сретения, Встречи с Богом.

И вот сорокадневного Младенца Иисуса родители приносят в Иерусалимский храм. Сюда же, именно в этот день, ведомый Божьим вдохновением, приходит и состарившийся Симеон. В Сыне бедного плотника из Назарета и Девы Марии Симеон узнает Мессию и берет Младенца на руки.

Вслушайтесь, сколько тепла и нежности в этой сцене, изложенной стихом Иосифа Бродского:

"И старец воспринял Младенца из рукМарии; и три человека вокругМладенца стояли, как зыбкая рама,в то утро, затеряны в сумраке Храма....И только на темя случайным лучомсвет падал Младенцу; но Он ни о чемне ведал еще и посапывал сонно,покоясь на крепких руках Симеона".

"Свершилось! Я дождался Тебя, я увидел Бога воочию и теперь могу уйти!" - бьется радость в сердце библейского старца. И Симеон произносит знаменитые слова, которые звучат 15 февраля в каждом храме: "Ныне отпущаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром..."

Что можно перевести так: "Теперь Ты отпускаешь меня, Господь, отпускаешь уйти дорогой отцов, разрешаешь пройти через дверь смерти, и эти врата уже не страшны для меня - ибо я видел Спасение - мое и Твоих людей". Теперь Симеон может отойти в вечность, теперь он может сойти в мир усопших, неся туда, первым, весть: он видел на земле Бога, пришедшего в наш мир плотью.

С этого момента старца Симеона, принявшего в руки Младенца Христа, так и называют - Симеон Богоприимец, Симеон, принявший Бога.

Как сообщает дальше Евангелие, Иосиф и Мария, услышав слова праведного старца, "дивились сказанному", а Симеон, благословив их, продолжил пророчество.

"... и сказал Марии, Матери Его: се (т.е. вот), лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий - и Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец".

Это слова о той борьбе, которая развернется вокруг явившегося в мир Спасителя. Слова, предсказывающие крестный путь Богородицы, Ее страдания, когда Она будет стоять у Распятия Своего Сына. Посмотрите, как эпизод рисует чеканный стих Бродского:

"И старец сказал, повернувшись к Марии:"В лежащем сейчас на раменах Твоихпаденье одних, возвышенье других,предмет пререканий и повод к раздорам.И тем же оружьем, Мария, которымтерзаема плоть Его будет, Твоядуша будет ранена. Рана сиядаст видеть Тебе, что сокрыто глубоков сердцах человеков, как некое око".

Пророческие слова старца Симеона к Марии "и Тебе Самой оружие пройдет душу" легли в основу знаменитых икон "Умягчение злых сердец" и "Семистрельная". Эти чудотворные образы похожи, на них Богородица изображена с вонзенными в ее сердце мечами. Перед иконами молятся, желая смягчить сердца врагов.

3. Сретение Господне: о чем молчит Евангелие?

Евангелие не рассказывает о том, что произошло дальше со старцем Симеоном. Бродский дорисовывает сцену, описанную евангелистом Лукой, - уход Симеона Богоприимца из Иерусалимского храма. Уход не в смерть, уход в Жизнь Вечную:

"Он шел умирать. И не в уличный гулон, дверь отворивши руками, шагнул,но в глухонемые владения смерти.Он шел по пространству, лишенному тверди,он слышал, что время утратило звук.И образ Младенца с сияньем вокругпушистого темени смертной тропоюдуша Симеона несла пред собою,как некий светильник, в ту черную тьму,в которой дотоле еще никомудорогу себе озарять не случалось.Светильник светил, и тропа расширялась".

Гениально схваченный образ: старец Симеон, ожидающий Встречи - Сретения с Богомладенцем, родившемся от Девы, ожидающий Встречи как избавления от противоестественно затянувшейся жизни, и, - о, чудо! - Встреча, которая становится не столь долгожданным концом, но дверью, открытой в Жизнь Вечную. Открытой отныне для всех нас!

4. В чем "тайный" смысл праздника Сретения Господня? Хотя точнее все-таки сказать: "В чем философский смысл праздника"?

Люди веками задумывались над тем, а так ли уж хорошо жить вечно? Что главное надо успеть в жизни? На первый вопрос евангельский сюжет дает вполне определенный ответ - жизнь без Встречи с Богом бессмысленна, даже если это бесконечно долгая жизнь. Выходит, такая Встреча и есть главное. И это первый пласт тайного, глубинного смысла праздника! Но это еще не все.

Давайте обратим внимание на один принципиальный момент: старцу Симеону Бога поднесли не ангелы, люди! Юная Дева Мария и плотник Иосиф явили Симеону Богомладенца. Так было две тысячи лет назад, так есть и сейчас. У каждого своя Встреча с Богом. И всегда она происходит не через ангелов, не через дивные видения. Встреча с Богом происходит через людей. Всегда и обыденно, и необыкновенно. Через чью-то жертвенность, бескорыстие, любовь, чье-то прощение и милосердие... Когда за человеческим поступком нам зримо явлено присутствие Божье в нашем мире.

5. Что надо обязательно сделать на праздник Сретения? А что делать нельзя?

А теперь, раз обещала, о том, что надо сделать в праздник Сретения Господня. Тут все просто, на праздник Сретения надо прийти в церковь, ведь храм - это наше место Встречи с Господом. А вот что делать нельзя? Или, выражаясь языком интернет-заголовков "что опасно делать 15 февраля 2025 года?" Да, собственно, 15 февраля 2025 года опасно делать все то, что не стоит совершать 14 и 16 февраля любого другого года от Рождества Христова - праздник Сретения список заповедей никак не меняет, и соблюдать эти заповеди стоит не только 15 февраля, но и во все остальные дни. А то, действительно, можно все потерять. С праздником!