Детство и юность Александра Пушкина. Семья и учеба в лицее

Родители Александра Сергеевича Пушкина

Детство и юность Александра Пушкина. Семья и учеба в лицее
© ТАСС

Родители Александра Сергеевича Пушкина — Сергей Львович Пушкин и Надежда Осиповна Ганнибал — были представителями дворянского сословия. Их характеры и мировоззрение оказали значительное влияние на ранние годы будущего поэта.

Сергей Львович Пушкин (1770–1848)

Николай Михайлович Карамзин в своей "Истории государства Российского" упоминал, что род Пушкиных вел свое происхождение от немца по фамилии Радша, служившего при великом князе Александре Невском. Сергей Львович, отец будущего великого поэта, был человеком образованным, остроумным и склонным к литературным занятиям. Он сам пробовал писать стихи, но его литературные опыты оставались на уровне любительских.

Надежда Осиповна Ганнибал (1775–1836)

Мать поэта Надежда Осиповна Ганнибал происходила из семьи Абрама Петровича Ганнибала, африканца, которого привез в Россию Петр I. Легендарная фигура прадеда, военного инженера, слуги и воспитанника Петра I, вызывала у Пушкина восхищение и вдохновляла его на размышления о преданности Родине, судьбе и человеческой стойкости.

Место рождения и ранние годы

Александр Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве. Дом, где появился на свет и провел первые месяцы жизни будущий поэт, находился в районе Немецкой слободы. Сейчас это угол Малой Почтовой и Госпитального переулка.

Родители Пушкина, по обычаям того времени, обходились с детьми строго и не занимались их систематическим воспитанием, предпочитая нанимать для этого других людей.

В раннем детстве за будущим поэтом "ходил дядька" — дворовой крепостной семьи Пушкиных Никита Тимофеевич Козлов. Преданный семье, впоследствии он служил молодому Александру Сергеевичу, когда тот окончил лицей, и его отцу. Он также стал свидетелем смерти поэта и сопровождал его гроб к месту захоронения.

Особую роль в жизни маленького Пушкина сыграла няня Арина Родионовна. Она не только ухаживала за ним, но и рассказывала сказки, пела народные песни, многие из которых сохранились в памяти поэта на долгие годы. Во многом благодаря Арине Родионовне язык поэта впоследствии отличался особой образностью и певучестью, свойственными устному народному творчеству.

Другие важные люди в детстве и юности Пушкина — его бабушка и дядя. 

Бабушка

Мария Алексеевна Ганнибал — бабушка поэта по материнской линии. По воспоминаниям современниц, она "заведовала домом" Пушкиных, которые сами были не очень сведущи в хозяйственных вопросах и управлении своим относительно скромным имуществом. Позднее она купила небольшое село Захарково неподалеку от Москвы, куда семья с 1805 по 1810 год ездила каждое лето, а иногда и проводила зимние месяцы. Мария Алексеевна сама обучала внуков русскому языку и нанимала гувернанток, от нее же дети узнавали и о роде — той его ветви, которая восходила к Ганнибалу.

Дядя

Василий Львович Пушкин, дядя поэта, был одной из самых ярких и незаурядных фигур в семье, известным поэтом своего времени и автором остроумных эпиграмм и стихов. Этим объясняется ранний интерес Пушкина к эпиграммам и сатирическим стихам, которые были популярны в литературных кругах начала XIX века. Легкость, юмор и изящество, характерные для стихов дяди, проявились в ранних произведениях Александра Сергеевича.

Василий Львович был первым, кто заметил в племяннике задатки поэта. Он поощрял мальчика к сочинительству, вдохновляя его собственным примером. Дядя познакомил его с классической русской и французской литературой и был одним из первых читателей ранних стихов мальчика. Он не только хвалил юного поэта, но и давал советы, помогая ему совершенствовать стиль и форму. Поступать в Царскосельский лицей летом 1811 года отвез племянника именно Василий Львович.

Первые шаги в литературе

Родительский дом был наполнен книгами и картинами. В гости нередко приходили историк и писатель Н.М. Карамзин и поэт В.А. Жуковский. Первые годы обучения Александр Пушкин провел дома. Родители, как это было принято, нанимали гувернеров, в том числе французов, так как дворянская среда того времени считала знание французского языка обязательным. Маленький Пушкин быстро овладел языком и рано начал читать произведения французских философов и писателей.

Мальчиком Пушкин не отличался ловкостью и подвижностью, за что его считали лентяем и увальнем. Воспоминания его родственников свидетельствуют о том, что поэт с детства был человеком настроения, творческой, увлекающейся натурой. Литературный интерес проявился у него с раннего детства. Он любил читать и мог проводить часы в кабинете отца, где был доступ к библиотеке. По рассказам младшего брата Льва, он нередко даже украдкой ночевал там, увлекшись чтением. Первые попытки писать пришлись на семь лет. Это были подражания: мальчик сочинял их после того, как читал произведения французских поэтов и драматургов.

Учеба в Царскосельском лицее

Императорский Царскосельский лицей стал ключевым этапом в жизни Пушкина. Он поступил в лицей в возрасте 12 лет, став одним из первых учеников этого образовательного учреждения, созданного Александром I в 1810 году.

Лицей готовил будущих государственных деятелей, его программа включала широкий круг предметов: гуманитарные и естественные науки, языки и физическую подготовку — фехтование, верховую езду, танцы.

Жизнь в лицее сочетала строгую дисциплину с определенной степенью свободы. Ученики имели возможность обсуждать философские и литературные вопросы, но должны были следовать четкому расписанию. В лицее не было телесных наказаний, как в других учебных заведениях, учителя обращались к ученикам на "вы" и должны были быть для них кем-то вроде друзей. Однако были и весомые ограничения, и наказания вплоть до карцера.

Лицейские учителя

Как и у большинства учеников во все времена, у Александра Сергеевича Пушкина были любимые и нелюбимые учителя. Молодому поэту легче давались гуманитарные и общественные науки. Последние, в том числе различные виды права, преподавал в лицее Александр Петрович Куницын, которого за блестящие ораторские навыки, широкий кругозор, уверенность и смелость в высказываниях любили лицеисты, и в их числе Александр Пушкин, о чем он и писал в "Лицейской годовщине 19 октября 1825 г.".

Другим учителем, заслужившим стихотворение от своего ученика, стал Николай Федорович Кошанский, преподаватель российской словесности. Правда, отношения с ним у юного поэта складывались не всегда гладко, и потому тон этого стихотворения был иным: бывший лицеист назвал профессора "скучным проповедником" и "угрюмым цензором".

Недолюбливал Пушкин и учителя математики Якова Ивановича Карцова, но это скорее было связано с тем, что молодому поэту с большим трудом давались точные дисциплины.

Лицейские друзья

Именно в лицее сформировался дух товарищества, который сопровождал Александра Пушкина всю жизнь. Среди товарищей поэта были такие выдающиеся личности, как будущие декабристы Иван Пущин, Вильгельм Кюхельбекер и поэт Антон Дельвиг. Друзья обменивались посланиями в стихах и эпиграммами.

Учеба в Царскосельском лицее стала для Пушкина временем, когда были заложены основные черты его личности: свободолюбие, глубокая привязанность к друзьям, страсть к литературе. Лицей дал ему не только знания, но и крепкие товарищеские связи и жизненный опыт, который позволил ему утвердиться в своих идеалах.

Влияние лицея на творчество Пушкина

Уже в первые годы обучения в лицее Пушкин проявил себя как талантливый поэт. В 1814 году в журнале "Вестник Европы" под псевдонимом Александр Н.к.ш.п. было впервые опубликовано стихотворение лицеиста Пушкина, посвященное его другу Вильгельму Кюхельбекеру.

Известная сцена, запечатленная Ильей Репиным на картине "А.С. Пушкин на акте в лицее 8 января 1815 года", где пожилой Гавриил Романович Державин не может скрыть своего восхищения талантливым лицеистом, случилась за два года до выпуска. А в 1817 году (в 18 лет) Пушкин, уже вовсю публиковавшийся в литературных журналах и альманахах, окончит лицей.

Именно в лицейские годы Александр Сергеевич получил поддержку со стороны литераторов и критиков, которые увидели в нем будущее солнце русской поэзии. Всего же за годы обучения в лицее он написал и издал десятки стихотворений и пьес.

Детство и юность Александра Сергеевича Пушкина стали основой для формирования его личности и литературного таланта.