Юрист из Петербурга два года борется за правильное название места дуэли Пушкина

Как говорят, от ошибок никто не застрахован. И так или иначе они нас преследуют даже в изображениях и надписях на памятниках, которые мы устанавливаем, чтобы помнить и гордиться.

Юрист из Петербурга два года борется за правильное название места дуэли Пушкина
© Российская Газета

Помню, на памятнике Калашникову в Москве была обнаружена схема немецкой винтовки. На монументе саперам Великой Отечественной в Киришах, открытом восемь лет назад, в надписи "Саперам Ленинградского и Волховского фронтов" в слове "Ленинградского" отсутствовала вторая буква "н". Памятник Александру III в Гатчине, появившийся четыре года назад, стал знаменит и тем, что на груди императора была замечена шестиконечная звезда, тогда как изображение ордена Андрея Первозванного должно было иметь звезду с восемью лучами. В 2023 году внимание было привлечено к орфографической ошибке в надписи на мемориале у Городской больницы № 2 Санкт-Петербурга. В клятве Гиппократа было выгравировано "Буду передОвать поучения письменные и устные", тогда как нужно "передавать"...

Трудно судить, как они появляются. Возможно, срабатывает "человеческий фактор", а может, кто и решил пошутить над нами: "Возьму-ка я да отчебучу"... К счастью, такие ошибки сразу же становятся заметны, и они по возможности быстро исправляются. А вот юрист из Петербурга Юлия Коновалова столкнулась с таким невежеством в документах, которые широкая общественность и не видит, но они играют большую роль в нашей истории.

В январе 2023 года она случайно увидела на портале правительства Санкт-Петербурга распоряжение комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) от 2001 года, в котором место на Черной речке, где 27 января 1837 года состоялась дуэль поэта Пушкина (оно признано объектом культурного наследия), значилось "…дуэль поэта Пушкина А.С. с Дантесом Э.".

- Мне стало интересно: может, я что-то подзабыла? Ведь даже троечник, а особенно питерский, знает, что поэт стрелялся с Дантесом, которого звали Жорж Шарль, - рассказывает "РГ" Юлия Коновалова. - Решила себе перепроверить: смотрела литературу, а мои знакомые даже обратились к пушкинистам. Все в один голос: Э (Эдмон) Дантес не имеет отношения к Александру Сергеевичу. Это скорее относится к герою Александра Дюма из "Графа Монте-Кристо".

Юрист Юлия Коновалова пишет обращение к сотрудникам КГИОП с просьбой исправить ошибку. Ответ пришел. Но он больше удивил, чем обрадовал. В нем сообщалось, что "объект значится в госреестре памятников культурного наследия. Этой формулировкой годами пользуются другие ведомства".

После этого прошел год, но в документах ничего не изменилось. Юрист обращается по этому поводу в Минкультуры. И получает не менее странный ответ. Чиновники от культуры ей объяснили, что оснований менять формулировку нет, поскольку ведомство не получило запрос от КГИОП - уполномоченного органа, отвечающего в Санкт-Петербурге за памятники. И добавили: проблему можно решить другим способом - с помощью государственной историко-культурной экспертизы, которую оплачивает заказчик. Мол, надо вам, вы и платите, а мы рассмотрим.

Именно с этих, казалось бы, "простых и нелепых ошибок" начинается переписывание истории, подмена ее вымыслами

Прошел 2024 год, объявленный Годом Пушкина. Последнюю попытку достучаться до чиновников министерства культуры Юлия Коновалова предприняла в январе 2025 года. А те в ответ: прежде чем вносить коррективы в приказ Министерства культуры РФ, нужно исправить ошибку в постановлении правительства РФ, нужно доказательство, что в документы КГИОП закралась техническая ошибка.

Но благо дискуссия по поводу "того ли Дантеса" в соцсетях дошла до уровня Госдумы. И ее председатель Вячеслав Володин дал распоряжение разобраться, что все-таки произошло. В итоге в Минкультуры официально пообещали "решить вопрос в ближайшее время". "Э. Дантес" перестанет иметь какое-либо отношение к Пушкину даже в документах.

- Конечно, я рада, что удалось установить истину, - размышляет Юлия Коновалова. - И не важно, беспечность это чья-то, техническая ошибка или вопиющая безграмотность. Смысл тут в другом. Хорошо, что мы пока помним, кто лишил жизни поэта, а пройдет еще несколько десятилетий, и его имя будут узнавать из тех самых документов и решат, что его убийца - именно Э. Дантес. Именно с этих, казалось бы, "простых и нелепых ошибок", считаю, начинается переписывание истории, подмена ее вымыслами.

И с этим мне трудно не согласиться.