"Это большой риск, не все могут справиться". Как работают поисковики на вершинах Эльбруса

Он хотел жить

"Это большой риск, не все могут справиться". Как работают поисковики на вершинах Эльбруса
© ТАСС

"В руках у него был светлый ситцевый платочек с завернутыми монетками по 10 и 20 копеек. Вся эта мелочь была в крови. Удивительно, но за столько лет следы человеческой крови сохранились. Зрелище тяжелое и очень волнительное. Скажу вам, в этот момент даже мужчины расплакались. Мы представили молодого или совсем еще юного солдата, который хранил тот самый сверток за пазухой, планировал спуститься вниз, а на эти деньги хотел купить, возможно, папиросы или какую-то еду. Конечно, он хотел жить", — рассказывает об одной из экспедиций руководитель поискового отряда "Мемориал Эльбрус" Фатима Тилова. Вместе с единомышленниками она уже много лет собирает информацию о красноармейцах, чьим последним пристанищем стали суровые ледники высочайшей точки Европы.

В 2011 году работники пассажирской маятниковой канатной дороги впервые обнаружили на Эльбрусе следы трагических событий — возможно, самых драматичных эпизодов, когда-либо происходивших на склонах величавой горы, которую издавна называли Минги-Тау (в переводе с балкарского "вечная гора"). Костные останки, предметы личной амуниции, оружие, боеприпасы — поисковики не сомневались: все это принадлежит бойцам Красной армии, которые защищали высотные рубежи Кавказа. Но не только им — также подразделениям элитных фашистских горнострелковых бригад. После проведения первой судебно-медицинской экспертизы оказалось, что возраст находок — не менее 70 лет.

Спустя всего год, в 2012-м, Фатима Тилова вместе с единомышленниками, жителями Приэльбрусья Магомедом Непеевым, Хусеем Джуртубаевым, Зейтуном Теммоевым, Юсупом Тиловым, Омаром Курдановым и другими активистами создали общественную организацию поисковый отряд "Мемориал Эльбрус". Сегодня на ее счету больше 130 сложнейших экспедиций, результатом которых стали тысячи ценных исторических военных находок.

"Все поисковые работы проводят члены нашего отряда и специально подготовленные военнослужащие. Мы не привлекаем волонтеров, как это часто бывает. Почему? Эльбрус — это сложный рельеф и суровый климат, ребята в основном работают глубоко в трещинах, на льду, откуда и извлекают останки, — большой риск, не все могут справиться. Перед выходом каждый раз я составляю специальные маршрутные листы. Формируются они из данных центрального архива Министерства обороны в Подольске, которые мне были переданы вместе с именным списком безвозвратных потерь начальствующего и рядового состава частей Красной армии — участников боев за Приэльбрусье. В этом списке числится 381 имя", — говорит Фатима Тилова.

Операция "Эдельвейс"

17 февраля 1943 года сводный отряд альпинистов завершил сложнейшее восхождение на Эльбрус (высота 5 642 м), в течение нескольких дней установив на обеих вершинах флаги Советского Союза.

Фашистские штандарты водрузили на оба пика в середине августа 1942 года, когда немцы после падения Ставрополя, Армавира и Майкопа смогли практически беспрепятственно зайти в горы Кабардино-Балкарии. Сначала враг без боя взял советскую гостиницу "Приют 11" — несколько человек, находившихся в ней, сразу ушли, понимая, что силы неравны. Потом занял стратегические позиции: горнострелковая дивизия установила на горе связь, оборудовала хижины и стала контролировать все происходящее. Это продолжалось около месяца, пока советское командование не отдало приказ — выдворить врага со стратегической высоты.

Фашисты к битве в горах были хорошо подготовлены: знали местность (их командир Хуберт Ланц бывал в Приэльбрусье в 1930-х годах и совершал восхождения), имели точные карты, а главное — могли похвастаться солидным обмундированием для нахождения и ведения боев в горной местности, а также оружием. Об этом свидетельствуют и находки поисковиков.

В сентябре 1942 года роту лейтенанта Гургена Григорьянца направили на Эльбрус — уничтожить немецкие дивизии. По рассказам историков, красноармейцы совершенно не были готовы к этой битве, роте даже не присвоили номер… Почти все солдаты Григорьянца погибли на месте в неравном бою. Судьба самого лейтенанта оставалась неизвестной, его следы пытались найти в нацистском плену. Однако спустя больше 70 лет, в 2015 году, тело нашли в Кабардино-Балкарии. Узнали его по татуировкам, которые еще при жизни щедро украшали тело лейтенанта. Затем это подтвердила экспертиза.

Из боевого донесения 214-го кавалерийского полка: "Отряд лейтенанта Григорьянца продвигался вперед по снежному полю, был остановлен сильным ружейно-пулеметным огнем противника с командных высот в районе "Приюта 11". Натолкнувшись на огонь противника, Григорьянц с ходу развернул отряд и повел в атаку, не оставив резервов. Противник сосредоточил всю массу огня по отряду, расстроив главные силы наступающих. Григорьянц, пренебрегая смертью, с криками "Ура!", "За Сталина!" дважды атаковал противника, продвигаясь вперед, и, только потеряв три четверти личного состава, залег и вел бой до 14:00… Лейтенант Григорьянц, раненный в обе ноги, остался в расположении обороны противника. Даже будучи раненым, он призывал своих бойцов в атаку".

"Я не мог понять русских: почему, зная, что эти позиции они взять не смогут, они волнами накатывались и накатывались на ледник, а мы укладывали их на снежные склоны. Несмотря на большие потери, они продолжали этот бессмысленный штурм", — позже вспоминал капитан горнострелковой дивизии Хайнц Грот.

Но чрезмерная самоуверенность подвела Грота. Спустя три месяца немцев погнали с Кавказа. Операция с красивым названием "Эдельвейс", а именно этот редкий горный цветок стал символом фашистских отрядов, завершилась для врага совсем не романтично: те, кто выжил, вынуждены были отступать. Так закончился самый тяжелый оборонительный этап Битвы за Кавказ.

Эльбрус исторический и туристический

"Вот здесь, в этих местах проходили ожесточенные бои за Кавказ, о которых вы наверняка читали в книгах. И между прочим, даже сегодня на Эльбрусе многое напоминает о событиях Великой Отечественной", — поясняет туристам гид, находясь на станции "Мир" на Эльбрусе.

В октябре 2024 года здесь открыли смотровую площадку, посвященную Великой Отечественной войне. Это один из самых высокогорных историко-туристических объектов в стране, который создал институт развития Кавказ.РФ. Площадку оборудовали вокруг знаменитого памятника "Героям обороны Приэльбрусья", на стелах которого написаны имена Героев Советского Союза, павших в бою. Рядом — самый высокогорный музей в мире, расположенный на высоте 3,5 тыс. м. Кстати, в нем также хранятся экспонаты, найденные местными поисковиками.

Здесь обустроили территорию, разместили таблички с информацией о битве за Кавказ, поисковых работах, которые ведутся в Баксанском ущелье, о значении в истории Великой Отечественной войны знаменитой гостиницы для альпинистов "Приют 11", построенной на высоте 4,05 тыс. м в 1929 году.

"Смотровая площадка — часть большого проекта, который мы посвятили 80-летию Победы. Вначале решили создать тропы по местам значительных сражений и боев, которые здесь проходили в 1942 году. А уже затем возникла идея построить на Эльбрусе сами смотровые площадки, где отдыхающие смогут не только сфотографироваться, а больше узнать об истории этих мест. Мы хотим сохранить память о тех событиях для всех жителей КБР и гостей курорта. Это знаковое место в летописи Великой Отечественной войны, мы постарались еще на стадии проектирования сделать все, чтобы максимально полно рассказать и показать туристам о событиях, которые здесь происходили больше 80 лет назад", — говорит директор департамента маркетинга института развития Кавказ.РФ Валерий Желателев.

А позади была большая совместная работа: больше полугода специалисты Кавказ.РФ совместно с научными сотрудниками музея обороны Приэльбрусья и московскими историками изучали, консультировались и создавали. Проект включает в себя две большие тропы от станции "Мир" до горного приюта "105-й пикет" близ пика Терскол с навигацией, арт-объектами, информацией о солдатах Победы, местами отдыха. Особое внимание туристов, конечно, привлечет военный блиндаж — воссозданное горное укрытие, служившее красноармейцам жилищем и укреплением.

В полном объеме тропы заработают в начале лета 2025 года — уже после Дня Победы, когда снег на этой высоте растает полностью. Организаторы рассчитывают, что на территории этих объектов будут проводиться обзорные экскурсии и исторические уроки.

Родина — бескрайний Советский Союз, последний дом — высокогорный Терскол

"Очень интересные есть экспонаты, к примеру, нашли однажды коробку от противогаза. Пуля попала — вылета нет. Это значит, человек остался жив. А еще у немцев обувь была не просто прошита — подошву крепили саморезами. Коробочку с такими саморезами нашли однажды, находили и сами ботинки с именно такими саморезами", — делится член поискового отряда "Мемориал Эльбрус" Магомед Непеев.

Боеприпасы, остатки обмундирования, снаряжение военнослужащих, награды солдат, винтовки, даже патроны в заводской смазке — все это поисковики продолжают находить на склонах Эльбруса. Артефакты рассказывают о тех битвах красноречивее архивных данных. А еще на горе было большое количество тел, буквально вмерзших в ледники. За эти годы из-за потепления и естественного движения льдов останки военнослужащих стали доступнее.

Солдаты, оборонявшие самый высокогорный фронт страны, были разных национальностей: грузины, осетины, русские, армяне. Местные жители им активно помогали. К примеру, в доме Хаджиевых в селении Тегенекли в Приэльбрусье был создан пункт приема продуктов и теплых вещей для нужд красноармейцев, рассказывают местные жители. Люди рисковали, ведь немцы были близко, а те, кто мог их защитить — на войне, но, несмотря на это, они помогали фронту чем могли.

С начала работы поискового отряда "Мемориал Эльбрус" найдено и захоронено 352 останка, удалось установить имена 54 человек. Все они покоятся в братской могиле высокогорного маленького поселка Терскол. Тела остальных защитников высокогорных рубежей еще только предстоит найти.

"Кому принадлежал светлый ситцевый платочек с мелочью, к сожалению, не удалось установить. Понятно, что останки красноармейцев за столько времени практически полностью утрачены, как и их имена. Единственно, что не вызывает сомнений, — этот солдат хотел жить и наверняка верил в лучшее", — добавляет Фатима Тилова.

Нуржан Кубадиева