В Воронеже выставили уникальные иконы советской эпохи

Сотню икон, украшенных молочной фольгой и цветами из мочала, представили в областном художественном музее имени И. Крамского. Такие до сих пор можно найти в красном углу бабушкиного дома, у святого источника, в сельском храме или часовне при кладбище. Мода на них прошла, но ученые уверены, что среди церковного "мусора" можно найти сокровища. В условиях тотального дефицита декор каждой работы получался особым. Все зависело от того, какие материалы удавалось раздобыть. На выставке в Воронеже показали самые яркие примеры наивного искусства - шедевры провинциальных "образовниц", спасенные от огня и забвения за последние несколько лет.

В Воронеже выставили уникальные иконы советской эпохи
© Российская Газета

В их основе - дешевые бумажные иконки и жестяные хромолитографии, фотокопии и открытки для паломников, репродукции Рафаэля и Васнецова, невесть откуда взявшиеся католические изображения Девы Марии, медные или деревянные распятия… Годилось даже свидетельство о приеме пожертвования на помин души с изображением монастыря. Встречаются в киотах и писаные лики - отважные опыты художников, которые оформляли колхозные клубы и киноафиши. Такой редкий образец со святителем Николаем нашелся в селе Орлове Воронежской области. В этом же регионе обнаружили икону из елочной игрушки: большой рождественский ангел с крыльями - тоже напоминание о горнем мире…

До революции образки для простого люда тиражировали в нескольких крупных центрах. В северные губернии везли работы мастеров Мстеры, Палеха и Холуя. На юге к ярмаркам готовили целые возы расхожих икон из Борисовской слободы Курской губернии, Севска и Белгорода. Монахини создавали для киотов сложные композиции из золотистой фольги, бисера, сухоцветов и мха. Их работе подражали и миряне - скажем, в Воронежской губернии в слободе Бутурлиновка иконодельное ремесло было мужским.

Когда начались гонения на веру, традицию сохранили монахини в миру. От них ее переняли набожные деревенские женщины.

Для кого-то это был способ заработка, для кого-то - возможность сохранить привычный уклад и проявить свою религиозность. Нередко ризы и цветочки для икон делали те же женщины, которые крестили детей и ходили "читать по упокойникам". В липецком селе Перехваль эту миссию сначала выполняли две "тети Кати" - монахини в миру, которые делали на продажу "киотки", ткали ковры, выделывали стеганые ватные одеяла. Иконное дело продолжила Мария Пудовна Валуева (1918-2002) - ее и саму считали "монашкой", хотя женщина не принимала постриг. В селе Репное Рамонского района Воронежской области живет Валентина Иосифовна Воробьева из большой династии "образовниц". Она передала свои умения дочери Ольге и сыну Виталию - мастерам уже в пятом поколении.

С начала 1990-х обряжать иконы почти перестали, это дело перешло в разряд хобби. Хотя кое-где интерес к фолежным "киоткам" сохранялся еще в начале нулевых. Так, прихожане собора в Лебедяни (Липецкая область) заказывали их у некоего Владимира, который перенял мастерство от мамы и бабушки.

Имитировать драгоценные оклады приходилось подручными средствами. Чеканку, к примеру, делали с помощью пуговиц, патронов, рюмок и шестеренок от будильника.

Советские иконы можно читать как энциклопедию народной жизни. В киотах рядом с фигурой святого кроется то вырезка со статьей "В помощь агитатору и пропагандисту", то клочок пионерского галстука или свадебной фаты, то парча с золотым шитьем царских времен. Старые материалы не считались красивыми, поэтому их нередко накрывали тем, что только-только появлялось в обиходе: серебристой оберткой от шоколада, пластиковой пленкой…

- Чайную и папиросную фольгу для икон порой собирали всей деревней. Потом появилась более толстая молочная. Ее выносили с заводов целыми бобинами, и киоты стали делать по ширине этих металлических лент. А какой роскошной золотистой фольгой обеспечили мастериц "несуны" из КБ в закрытом городе Арзамас-16 (нынешний Саров), где разрабатывали водородную бомбу!.. В ход шли листы из газет, школьных тетрадей и атласов. Букетики флердоранжа делали из ваты, накручивая ее на проволоку и окуная в парафин. Цветы из гофрированной бумаги могли покрыть воском, чтобы не размокали, и для красоты по краю приклеить манную крупу - как иней, - рассказал "РГ" куратор выставки, кандидат исторических наук Дмитрий Доронин.

В 1980-е в декоре появилась цветная бумага, крашеный поролон, позже - пластиковые веточки и листики, конфетные фантики и мишура. По экспонатам разных лет можно проследить, как инерция, питавшая народное церковное искусство в период борьбы с религией, постепенно иссякла. "Подпольное Софрино" уступило дорогу официальному кичу.

Проект "Христианская народная культура в СССР: исчезающее наследие" объединил иконы 1920-1980-х из нескольких регионов. Нижегородские, тверские, воронежские, липецкие… Варианты декора, сложившиеся на этих территориях, считают наиболее интересными. Всего же исследователи из Учебно-научного центра визуальных исследований Средневековья и Нового времени РГГУ объехали около 20 областей.

- В крупных городах этой традиции почти не было. И ее никогда не воспринимали всерьез. В экспедициях мы часто встречали часовни, битком набитые фольговыми иконами с бумажными веночками. В 2021-м заходим в знакомую часовню в Нижегородской области - а она пуста! Несколько сотен икон сожгли как хлам. В амбаре чудом уцелело 40 штук, они и стали основой коллекции, - рассказал директор центра, профессор РГГУ Дмитрий Антонов.

В фондах уже около 600 экземпляров. Их реставрируют и изучают, выделяя местные стили и даже школы. Севернее Москвы и в Поволжье цветы для "обряжения" икон сворачивали из лыка, в Черноземье - из вощеных листьев с кукурузного початка. В деревнях с мордовским населением по фольге выбивали орнамент с "елочками", напоминающий этническую вышивку. А вокруг изображений святых - устраивали целую клумбу из бумажных цветов, воткнутых на равном расстоянии друг от друга.

В Воронежской области цветы помещали по углам киота в виде облачков или мастерили из ткани мелкие букетики ландышей. Самая яркая местная традиция - "ришелье" из фольги: металлическое кружево выбеливали зубным порошком, разведенным в одеколоне. Такие иконы гармонировали с подзорами на кроватях и салфетками, которыми накрывали столы, радиоприемники, а в позднесоветское время - телевизоры. Еще одна воронежская особенность - стеклянные оклады-витражи. Похожая традиция есть на Балканах. Внутри киота также могли сооружать колонны с каннелюрами и скрученные из бумаги свечки.

На липецкой земле был обычай украшать иконы венчальными свечами. Когда кто-то из супругов умирал, "его" свечку клали в гроб, рассказала магистрантка РГГУ, участница экспедиций Анастасия Завьялова. В селе Перехваль уже упомянутая Мария Валуева и ее дочь Нина Ряховская убирали свои иконы ажурными звездами или цветами, прокрашивая отверстия красным цапонлаком.

Мастера из Арзамаса - Мария Пантелеева и ее сын Александр - наоборот, работали в минималистичном стиле, считая его более уместным для города. Уголки делали без фестонов и сложных пробивных орнаментов, да и саму молочную фольгу (которая, как многие помнят, была разных ярких цветов) поворачивали более строгой серебристой стороной. Ее могли покрыть бронзовкой, чтобы походила на золото. Но использовать зеленую или розовую сторону (что было обычным для мордовской традиции) считали невозможным - мол, это деревенская мода, так же - как и цветочки. Пантелеевы в своих работах допускали разве что веночек из лыка.

- У таких артефактов на сегодня нет рыночной стоимости, они не считаются антиквариатом. Борисовскую икону и то только начали оценивать - в 50-150 тысяч рублей. Но в деревнях из-за варваров-скупщиков очень осторожно относятся к тем, кто приезжает и просит показать старые вещи. Культурологам приходится долго объяснять свой научный интерес… Да и сам он возник совсем недавно. До того ученые обращали внимание на другие феномены советской религиозной жизни, например рукописные тетради с духовными стихами и молитвами, которыми пользовались в годы гонений. А икона все время была на виду - и оставалась незамеченной, - подчеркнул Дмитрий Антонов.

Этнографы долго относились к советским "киоткам" со снисхождением. Видели в них лишь наивные работы кустарей-надомников - неумелое подражание более качественным образцам подокладной иконы XIX века. Теперь становится ясно, что советские "образовники" были прямыми продолжателями ремесла. Они изобретательно приспосабливали к делу новые материалы и придумывали оригинальные инструменты. При этом узоры на фольге или порядок расположения цветочков были совершенно неслучайными. Зачастую они совпадают с фонами на иконах, которые были широко распространены с XVII века на территории нынешней Вологодской или Тверской областей.

- Тысячи людей по всей стране тайно создавали моленных образа, пронеся многовековые традиции сквозь 70-летие богоборческого строя. Они выработали поразительные художественные и технические приемы. Сегодня советские "киотки" стремительно исчезают, так как в них перестали видеть ценность. Мы надеемся, что проект поможет людям ее осознать. В каждом регионе, где проходили подобные выставки, они вызывали очень большой отклик. Человек узнает то, что видел в быту, и осознает себя свидетелем или наследником чего-то важного, еще не до конца осмысленного. Если вам фолежная икона не нужна - отнесите в музей, специалистам! - добавил Антонов.

Выставка в Воронеже продлится до 6 апреля по адресу: пр-т Революции, 18, музей имени И. Крамского. Телефон для справок (473) 255-38-67. Сайт: mkram.ru.

Кстати

В советское время сложилась сложная система оборота вещей, связанных с религией. Например, фотографии дореволюционных икон, раскрашенные и наклеенные на картон, могли покупать в Загорске, где их официально тиражировали при Троице-Сергиевой лавре. Такие карточки носили по поездам офени, притворявшиеся глухонемыми. Копии с копий делали в городских ателье. Там добавляли отпечаткам цвета, нанося анилиновый краситель широкими мазками, как на лубочной картинке. Предприимчивые мастера составляли фотоколлажи, сшивали календарики с датами церковных праздников.

"Красивые" искусственные цветы в Черноземье тоже возили из Лавры. А обычные можно было раздобыть и поближе. Скажем, в Лебедяни их открыто продавали бабушки на площади у собора. Крутить бумажные розочки когда-то учили в школе - при подготовке к первомайским демонстрациям. Повзрослев, бывшие комсомолки применяли это умение, делая букетики для могил и украшая свадебные венки (в упомянутой Перехвали головной убор невесты еще в 1980-е был один на все село). Оттуда понравившийся цветочек мог перекочевать в киот.