Почему в Вашингтоне предложили закрыть радиостанции «Голос Америки»* и «Свобода»*
Закрыть за ненадобностью радиостанции «Голос Америки»* и «Свобода»*, запрещенные в России, предложили... в самом Вашингтоне. Что там происходит-то?
Есть тексты, от которых невозможно оторваться: «Попадаются на радио замечательные личности. Есть племянник Керенского с неожиданной фамилией Бухман. Есть потомок государя императора. Есть интеллигентный негр, специалист по творчеству Ахматовой. Как-то у нас была пьянка в честь дочери Сталина. Сидел я как раз между потомками императора и Керенского. Строго напротив Аллилуевой. Справа, думаю, родственник Керенского. Слева — императора. Напротив — дочка Сталина. А между ними — я. Представитель народа. Того самого, который они не поделили».
Это из Сергея Довлатова, который десять лет работал на радио «Свобода»*. Сегодня для молодого человека это пустой звук. Но были иные времена. Во время холодной войны радиостанции «Свобода»* и «Голос Америки»* были ядовито-броскими и важными элементами эпохи.
Однозначную оценку радиостанциям, которые в СССР называли вражескими, дать нелегко. Но ясно, что талантливые зарисовки Довлатова пролили на «вражеские голоса» больше правды, чем все пропагандисты. Поистине, не в каждый дом можно приглашать наблюдательного человека.
Миллиардер Илон Маск, ставший главой департамента по эффективности правительства США, призвал закрыть радиостанции «Голос Америки»* и «Свобода»*. Основание простое, как колыбельная для младенца, — их никто не слушает, они потеряли аудиторию. Почему так произошло, разобраться интересно.
Эти радиостанции начали вещать на СССР одновременно с рождением блока НАТО. Радио расценивалось как мощное информационное оружие, которое призвано растлить душу и отравить разум советского человека. Радиопередатчики, как военные базы, были расставлены вокруг Союза. Программы велись на многих языках народов СССР. Популярность радиостанций росла, когда в эфире появлялись талантливые писатели, по разным причинам оказавшиеся за границей. На «голосах» регулярно выступали Аксенов, Войнович, Галич, Синявский, Генис* и Вайль.
Писатели — это аперитив для разогрева. После писателей в эфир выходили опытные пропагандисты. За откровенно русофобскую позицию радиостанции неоднократно критиковал высланный из СССР Александр Солженицын, а также иерархи Русской православной церкви за рубежом (РПЦЗ). Владимир Высоцкий в песне «Дорогая передача!» («Письмо с Канатчиковой дачи») высказался на этот счет: «Больно бьют по нашим душам голоса за тыщу миль, мы зря Америку не глушим...»
Насколько эффективно работало идеологическое оружие? Высокие и неприступные барьеры перед информацией, которые были сооружены в СССР, подталкивали граждан, даже с партийным билетом, по вечерам к радиоприемникам. Понятное и неискоренимое человеческое любопытство. Битва за урожай, атомные ледоколы, космические станции, политинформация — это днем. А по вечерам — «голоса», без которых невозможно представить жизнь советского интеллигента. Без сомнения, «прорабы перестройки» несли в своих умах ядовитые плевелы «Свободы»*.
К сожалению, с нашей стороны в информационной войне не хватило таланта. Боролись с помощью «глушилок», которые создавали в эфире невозможные помехи. Выпустили на открытую арену Владимира Познера, но было уже поздно. Кстати, Довлатов писал, что некоторые передачи «Свободы»* были столь непотребными, что их на самом деле стоило глушить, чтобы сберечь психику нормального человека. Еще одним приемом было внедрение в штат радиостанций советских агентов. Самый известный пример — главный редактор Русской службы радио «Свобода»* в Мюнхене Олег Туманов. Моряк-балтиец и сын сотрудника НКВД выпрыгнул с борта корабля и приплыл к вражескому берегу. Показал себя способным журналистом и сделал карьеру. Передал КГБ много ценных документов, а в 1986 году под угрозой разоблачения от перебежчика был тайно переправлен в СССР. В годы перестройки вел борьбу с предателем генералом КГБ Калугиным.
Эпоха гласности оказалась могильщиком «Голоса Америки»* и «Свободы»*. Мы знаем о себе больше, чем могут сообщить враги. Лапшу на уши нам давно уже не повесишь. Александр Генис* вспоминал, что Довлатов, у которого был на редкость подходящий для радио и задушевный, как у Бернеса, голос, в годы перестройки получал от слушателей больше писем, чем все сотрудники «Свободы»* вместе взятые. Огорчало одно: все письма заканчивались просьбой... прислать джинсы.
Маск, сам того не ведая, повторил Высоцкого. «Это просто сумасшедшие из числа радикально левых, которые говорят сами с собой и ежегодно сжигают 1 миллиард долларов из карманов американских налогоплательщиков. Да, закройте их!»
Как сказано в песне, «и тогда главврач Маргулис телевизор запретил». Ну не Маргулис, а Илон Маск. Суть не меняется.
КАК ГЛУШИЛИ
Передачи «вражеских голосов» начали глушить в СССР в 1949 году. Вместо программ из Вашингтона (а потом и Мюнхена) можно было услышать шипение и треск. Глушилки представляли собой радиостанции, которые генерировали мощные электронные шумы на тех же частотах, на которых вещали американцы. Слушателям приходилось прибегать к различным ухищрениям, иногда весьма талантливо совершенствуя примитивные антенны КВ-приемников. Самый известный из таких способов — подключение антенны к системе отопления многоквартирного дома.
КАК СЛУШАЛИ
Для прослушивания требовались радиоприемники, работавшие в коротковолновом диапазоне (КВ). Их достаточно широко выпускали в СССР — как ламповые, так и транзисторные. Однако с какого-то момента начали продавать приемники, у которых КВ-диапазон был урезан, чтобы затруднить прием «вражеских голосов». В целом можно сказать, что все, кто хотел слушать эти радиостанции, слушали их — невзирая на трудности.
КСТАТИ
Эфирное вещание «Свободы»* и «Голоса Америки»* было остановлено в России в 2014 году, что вызвало негодование в Вашингтоне. С 2017 года оба «рупора пропаганды» внесены в список иноагентов. Интересно, что до 2013 года законы США запрещали этим государственным радиостанциям осуществлять вещание на территорию Америки. Целью запрета было оградить граждан США от... пропагандистских заявлений своего собственного правительства.
* внесены в реестр иностранных агентов Минюстом РФ и признаны нежелательными организациями на территории РФ