В Кузбассе обсуждают варианты кооперации аграриев с пчеловодами
В Кемеровской области предлагают создать площадки для изоляции пчел на период обработки полей агрохимикатами. Риски массовой гибели медоносных насекомых в Сибири снова велики - из-за неблагоприятных погодных условий, которые чреваты размножением вредителей растений.
Если зима слишком теплая, лето будет беспокойным - в этом кузбасские пасечники в очередной раз убедились в позапрошлом году. Весь сезон им приходилось спасать пчел от потравы. Потому что фермеры, чтобы не потерять урожай, заливали поля химикатами и пестицидами, используя в том числе и средства высокого класса опасности. В итоге регион не досчитался сотен пчелиных семей.
- Сезон-2024 прошел относительно ровно. Но, учитывая прогнозы на предстоящее лето, опасность активного распространения вредных насекомых вполне реальна. Что может повлечь за собой усиленную обработку полей, а значит, и новую волну пчеломора, - подчеркнул руководитель Кузбасского регионального отделения Союза пчеловодов России Андрей Любимов. - Чтобы этого избежать, мы считаем необходимым принять ряд мер. Во-первых, следует еще раз довести до каждого агрария: нужно строго соблюдать регламент применения средств защиты растений при обработке цветущих полей. Во-вторых, мы много раз предлагали ужесточить административную ответственность для сельхозтоваропроизводителей, нарушающих установленные правила. Нормы КоАП морально устарели, если привести их в соответствие, то суммы штрафов будут начинаться от двухсот тысяч рублей. Это поможет наладить дисциплину. К слову, отдельные хозяйствующие субъекты допускают нарушения, намеренно используя отравляющие вещества в дневное время.
По словам пчеловодов, за последние несколько лет им удалось настроить взаимодействие с органами власти, Россельхознадзором и ветеринарной службой (в частности, пестициды и агрохимикаты теперь не применяются бесконтрольно). Но есть одна проблема, требующая решения.
- У меня пасека в селе Елыкаево Кемеровского округа. И, как правило, в середине июня, когда начинаются химобработки рапсовых полей, мы с пчелами кочуем за триста километров - на юг области, где я арендовал участок в лесу, - говорит пчеловод Евгений Урлаткин. - Но в прошлом году из-за дождей проехать туда я не смог даже на вездеходе. К счастью, все обошлось, пчелы живы. Но повезет ли нам снова? Дело в том, что по новым ветеринарным правилам аграрии должны сообщать об обработках всего за сутки. Выехать не успеешь. Потому мы предлагаем создать в Кемеровском округе специальную площадку, чтобы можно было пережить опасный период. Тем более что в округе работают несколько крупных пчеловодческих хозяйств, среди которых есть победители всероссийских конкурсов производителей меда.
Земледелие в Кузбассе тоже развивается, инвесторы расширяют площади пахотных земель. Под Кемеровом в ближайшие годы тоже будут освоены еще несколько десятков тысяч гектаров. В том числе и для создания рядом с поселком Щегловским крупнейшего в стране молочного комплекса.
- Реализация инвестиционного проекта намечена на 2029-2031-й годы. Сейчас идет оформление участков, при этом вспашка земель, которые планируется засеять, уже началась. А всего в регионе предстоит освоить, вернуть в сельскохозяйственный оборот минимум 300-350 тысяч гектаров. Кстати, когда-то посевные площади у нас достигали 1,8 миллиона гектаров, а сейчас мы еще только приближаемся к миллиону, - уточнил зампредседателя правительства Кемеровской области - министр сельского хозяйства Андрей Ариткулов. - Так что с предложением насчет площадок для передержки пчел я согласен. Обязательно проработаем этот вопрос с муниципалитетами. Пчеловодство - важное для области направление. Это не только производство полезной продукции высокого качества, занятость населения, но и самое непосредственное участие в выполнении продовольственной программы. Ведь опыление пчелами посевов способствует росту урожайности сельскохозяйственных культур. Не нужно забывать, что, кроме погодных условий, есть еще одно обстоятельство - следуя политике импортозамещения, растениеводческие хозяйства переходят на отечественные сорта, с другими качественными характеристиками.
Удачные примеры сотрудничества фермеров и пчеловодов в Сибири уже есть. Роман Божко напомнил, как один из алтайских пасечников, у которого 1,2 тысячи пчелосемей, не убегает летом во время цветения рапса и гречихи в тайгу, а вывозит ульи на поля. Фермер, которому эти поля принадлежат, обрабатывает посевы средствами защиты за две недели до того, как все зацветет. Результаты кооперации впечатляют: рекордный урожай гречихи (28 центнеров с гектара) без освоения дополнительных земель и более ста тонн отличного меда за сезон. Об этом, считают пчеловоды, тоже нужно как можно больше и чаще рассказывать кузбасским аграриям. Хотя они уже и сами потихоньку обзаводятся пасеками. И просят у опытных коллег совета, как лучше действовать, чтобы и закрома были полны, и пчелы целы.
Так или иначе, но представители пчеловодной отрасли предложили руководству областного минсельхоза подсчитать экономический эффект от опыления полей и запустить в регионе пилотную программу. Андрей Ариткулов согласился, что такой эксперимент провести можно. Пчеловод летом ставит пасеку рядом с полем, а фермер правильно использует безопасные средства обработки посевов, и, если к осени будет положительный эффект, такую практику продолжают.
Еще есть предложения возмещать аграриям затраты на обработку полей безопасными для пчел средствами, а недобросовестных сельхозтоваропроизводителей лишать субсидий. С такими инициативами нужно выходить на федеральный уровень. По словам Андрея Ариткулова, в регионах Сибири и Дальнего Востока (в отличие от других) сохранится погектарная поддержка отрасли растениеводства из госбюджета. Повышающие коэффициенты будут устанавливать сами регионы - в пределах, которые пока не прописаны законодательно.
Кстати
Очередная встреча пчеловодов с представителями предприятий АПК в Кузбассе состоится в апреле 2025 года.