Нижегородцам рассказали о слухах времён Великой Отечественной войны
Сегодня мы продолжим серию публикаций на тему «Неизвестная война», приуроченных к 80-летию Победы. На этот раз поговорим о слухах, которые ходили среди горьковчан во время Великой Отечественной войны. Тема очень важная, ибо именно слухи и досужие разговоры чаще всего рождают те общественные настроения, с которыми народ проходит любые военные испытания… В советские годы нам много говорили о патриотическом единодушии советских людей во время Великой Отечественной войны – якобы за исключением отдельных отщепенцев. Но на самом деле всё было куда сложнее. Когда началась война, голову подняли многие недовольные, в том числе и скрытые противники советской власти, коих было отнюдь не единицы. А вот фронтовые неудачи двух первых военных лет рождали массовые панические настроения и даже неуверенность в грядущей победе над врагом. Плохо на людских настроениях сказывались и трудности времени, особенно проблемы с продовольствием… «Долой колхозы, долой коммунистов!» Поэтому далеко не случайно в самом начале войны вышел Указ Президиума Верховного Совета Союза ССР об уголовной ответственности за распространение в военное время ложных слухов, возбуждающих тревогу среди населения. Согласно этому Указу виновные карались лишением свободы на срок от 2 до 5 лет, если эти действия по своему характеру не влекли за собой по закону более тяжкого наказания. Только с июля по октябрь 1941 года по этому Указу военным трибуналом войск НКВД в Горьковской области были осуждены более 40 человек… Отчасти эти слухи, конечно же, инициировались врагом. Так, в ночь с 4 на 5 ноября 1941 года над Перевозским районом пролетели немецкие самолёты, которые сбросили множество листовок. Там говорилось о том, что целью Германии якобы является не война с мирным населением, а лишь борьба с евреями и коммунистами. Местный райком партии организовал срочный сбор этих прокламаций. Однако удалось собрать не все листовки, часть из них бесследно разошлась среди тамошних жителей. Агитационные полёты немцев над областью потом случались ещё не раз. А вот о чём рассказывается в документальной книге «Забвению не подлежит»: «В Ляховском районе обнаружили листовки с призывом: «Войну кончай, бойцы домой, комиссаров долой!» У здания Воротынского райкома партии были разбросаны листовки с лозунгами: «Долой колхозы, долой коммунистов!». Некоторые лица распространяли угрозы и призывали расправляться с коммунистами и евреями». Одновременно с пропагандистскими самолётами в наши тылы проникали агенты-агитаторы, сеявшие всевозможные панические слухи и домыслы. Они шли к нам то под видом беженцев, то под маской бойцов Красной армии, якобы освобождённых от воинской службы. Одного такого деятеля органы НКВД поймали в 1942 году на Бору. Из архивной справки УФСБ по Нижегородской области: «Уроженец Горьковской области А.Г. Евстафьев 15 октября 1941 года, находясь в рядах РККА, перешёл на сторону немцев… Он активно использовался немцами по выявлению антифашистски настроенных военнопленных бойцов РККА. При отступлении немецких войск Евстафьев был освобождён немцами из лагеря, получив липовую справку о непригодности к воинской службе, что дало ему возможность вернуться в Горьковскую область. Проживая в Борском районе, Евстафьев проводил среди населения профашистскую агитацию о якобы гуманном отношении немцев к населению и военнопленным»…Особо много распространителей вражеских слухов оказалось среди сектантов так называемой Истинно православной церкви. Эта секта откололась от Русской православной церкви ещё в 20‑е годы – сектантам не понравилось признание советской власти со стороны РПЦ. Секта ушла в глубокое подполье и стала дожидаться удобного для себя часа. Этот час как раз пробил с наступлением войны. Сектанты широко развернули самую настоящую антигосударственную пропаганду. К примеру, распространяли следующие высказывания: «Гитлер идёт с Богом и несёт нам счастье, а потому не сражаться с ним надо, а желать скорого прихода»; «Как только будет уничтожена советская власть, жить станет легче, церкви восстановят», также по ночам устраивались молитвы за «христолюбивое германское воинство». Сектанты не просто молились за Гитлера, но ещё и призывали людей не платить налоги, не отправлять детей в школы и уклоняться от призыва в Красную армию. Любопытно, но в оккупированных немцами областях России эти сектанты весьма охотно шли служить в полицию, в старосты, в бургомистры. Они отличались особым рвением перед оккупантами, активно участвуя в карательных и прочих акциях, направленных на иноземное порабощение нашей страны. Вот почему мне кажется, что, дорвись германские войска до нашей области, мы бы наверняка увидели доморощенных сектантов вовсе не на церковных папертях, а среди тех, кто без пощады вешал бы, сжигал и грабил во имя «христолюбивого Гитлера». Ровно так же, как орудовали соратники «истинно православных» где-нибудь в Смоленске или в Брянске. Поэтому органы государственной безопасности, жёстко преследуя агитаторов-сектантов, уничтожали не только почву для распространения паники и антисоветских слухов, но и потенциальную основу для зарождения потенциальной «пятой колонны»… Не святая троица Были беспощадны органы и к тем, кто по своей профессиональной деятельности был обязан вести патриотическую работу, но при этом сам скатывался к распространителям сомнительных слухов… Жили в городе Горьком до войны три литератора – Николай Иванович Кочин, Павел Петрович Штатнов и Александр Иванович Патреев. Все трое происходили из крестьян, поэтому они буквально всем были обязаны советской власти, которая их не только выучила и вывела в люди, но и сделала писателями. По всей видимости, сделала зря, так как особыми талантами они не отличались, кроме разве что Кочина. Да и тот написал только две более-менее интересные книги о деревне 20‑х – начала 30‑х годов – «Парни» и «Девки» (всё остальное, написанное им, на мой взгляд, большой литературой назвать довольно сложно). Впрочем, остальные «мастера слова» были ещё хуже – вообще не могли добиться читательского признания… И они озлобились. Сначала на известных коллег по ремеслу – на Максима Горького, Михаила Шолохова и Николая Островского, между собой именуя их бездарями, которые якобы только и умеют что обслуживать власть. А потом перешли уже к нападкам на всю страну, которая их не ценит. Особо это проявилось в годы войны…С её началом многие члены горьковской писательской организации добровольно ушли на фронт. А вот эта троица предпочла отсиживаться в тылу. Мало того, Николай Кочин, успевший к тому времени вступить в ряды ВКП(б), даже возглавил областной Союз писателей. На различных собраниях и митингах эти деятели вроде как звали горьковчан к победе над врагом, а вот между собой вели совсем иные разговоры. К ним, кстати, скоро присоединился бывший троцкист Михаил Залесин, который возглавлял Горьковское областное книжное издательство и который был недоволен своим материальным положением. Вот только некоторые из их доверительных бесед: «Власть нас гонит на строительство оборонительных рубежей, а к чему их строить? Никакие рубежи Гитлера удержать не смогут»… «Красная армия победы не достигнет и будет обязательно разбита, потому что в её руководстве сплошь бездарные руководители»… «Наше поражение неизбежно. Чтобы спасти Россию, народ, надо скорее заключить мир с Германией и довольствоваться тем, что нам даст Гитлер»… «Никаких партизан в тылу немцев на самом деле нет. Если кто там и воюет, то лишь красноармейцы, попавшие в окружение, а мужики там не воюют, они рады приходу немцев, потому что колхозы им надоели»… «Врут, что немцы евреев уничтожают. Один мой знакомый ездил в Калинин, когда его освободили от немцев, чтобы навестить своих родителей-евреев. Эти старики от немцев ничего плохого не видели, наоборот, они с ними были очень вежливы»… В 1943 году все эти персонажи были арестованы и осуждены на различные сроки за создание антисоветской организации. Конечно, никакой организации у этих писателей не было, а были болтовня и сплетни от разочарованных интеллигентов. Но ведь одно дело, когда их распространяет неграмотная бабка с колхозного рынка, а другое – люди с высшим образованием, да ещё сидящие на ответственных должностях… Уже в 50‑е годы этих писателей реабилитировали, сочтя «невинными жертвами сталинских репрессий». Мне кажется, что с реабилитацией поспешили. Да, никакой антисоветской организации они действительно не создавали, но зато чётко попадали под целый ряд законов военного времени, в том числе и под положения уже упомянутого Указа о распространении вражеских слухов… Хлеб – имя существительное Что же касается простых людей, то здесь власть старалась не просто фиксировать разного рода тревожные разговоры, не только занималась репрессиями в случае выявления злостных сплетников, но и пыталась вести разъяснительную работу. Так, осенью 1943 года в Горьковской области значительно поднялись цены на муку, хлеб, картофель и прочие продукты. Одновременно были снижены нормы выдачи хлеба по карточкам – на 200 граммов. Причина – неурожай, кроме того, Красная армия начала большое наступление: немцев почти полностью изгнали из Российской Федерации и левобережной Украины. Враг, отступая, превратил эти районы буквально в выжженную землю. А ведь там тоже жили советские люди, которых надо было одевать, обувать и кормить. Поэтому страна вновь была вынуждена затянуть пояса. И без того существовавшие нормы (800 граммов хлеба на работающего человека) были скудными, а теперь и вовсе ставили людей на грань выживания. В специальном докладе Управления НКВД Горьковской области за ноябрь 1943 года отмечалось, что основная масса населения уменьшение хлебной нормы считает мероприятием вынужденным и оправданным, но есть и отрицательные суждения. Цитирую: «Норму хлеба снизили, других продуктов нет. Работать заставляют день и ночь. Будем пухнуть от голода…» «Советы забрали от нас весь хлеб, придётся эту зиму голодать или идти на заработки…» «Со стороны нашего правительства отсутствует забота о народе в широком понимании этого слова… Настоящие нормы хлеба есть голодный паёк, и Гитлер может торжествовать по поводу этой победы…» «Для меня непонятно, чем вызвано сокращение норм на хлеб. Я наоборот ожидал увеличения, ведь наша армия ведёт наступление…» Впрочем, были и слова понимания (цитирую из того же документа): «О чём тут говорить, в Ленинграде люди долгое время жили на 125 грамм, а нам дают 500 грамм, а ведь в освобождённые районы сейчас нужно очень много хлеба отправить, и нам, безусловно, нужно урезаться…» «Мы ещё не всё отдали, что можем дать фронту, и если бы раньше урезали себя, то конец войны был бы гораздо ближе…» «200 грамм хлеба, которые у меня берут, мне не жалко. Урезая себя, буду знать, что мой кусок перепадёт какой-нибудь женщине, потерявшей семью и всё своё имущество…» «Мы находимся здесь, в тылу, проживём и без 200 граммов, так как у многих есть своя картошка, пусть эти 200 грамм пойдут на питание в освобождённых от немцев районы, там население нуждается в особо заботливой поддержке…» В общем, Управление НКВД предложило обкому партии провести среди людей тщательную разъяснительную работу по поводу сложившейся ситуации, что и было сделано – не сразу, но абсолютное большинство упаднических разговоров буквально сошло на нет… … Как видим, Великая Отечественная война стала суровым испытанием не только для воинов армии и флота. Непростая обстановка сложилась и в нашем тылу – тяжёлый изнуряющий труд, голод и холод буквально каждый день проверяли людей на прочность. И следует признать, что наши люди, несмотря на отдельные панические настроения и даже на информационные происки врага, всё это с честью выдержали! И об этом народном подвиге тоже надо помнить… Ранее на сайт е Pravda-nn.ru рассказывалось, как в Горьковской области после войны искали предателей Родины.