Все дело в шляпе?

Нам сразу дают понять, что здешние обитатели с трудом сводят концы с концами. Две неаполитанские пары — Рита (Анастасия Акатова), и Родольфо (Родион Вьюшкин), Агостино (Вадим Колганов) и Беттина (Татьяна Циренина) – на грани выселения из своих квартир, их долг за жилье огромен... Но оптимизм и бодрая музыка их не оставляют... Кстати, в спектакле песни Сергея Долгушина на стихи Вадима Пугача звучат на русском языке. Тем не менее, над сценой явно витает ощутимая аура итальянского неореализма. И это не случайно. - Первое, что я услышал от режиссёра, было слово "неореализм", – говорит Андрей Климов. – Итальянский неореализм, который сегодня воспринимается как милое ретро, на самом деле показывал страну, только-только оправившуюся после войны. Мы пытаемся передать эту бедность с налётом итальянского шарма. В этой неаполитанской нищете есть своя особая красота и человечность. Напомним, что автор пьесы "Цилиндр", известный итальянский драматург и актер Эдуардо де Филиппо, написавший за свою жизнь 55 пьес, родился в 1900 году. Он был внебрачным сыном знаменитого неаполитанского артиста и драматурга Эдуардо Старпетта. И уже в четыре года играл на сцене, в театре своего отца, обучаясь ремеслу и мастерству – актерской игре, сочинению, руководству труппой. Пьесу "Цилиндр" он написал в 66 лет, когда стал уже вполне зрелым драматургом. В этой странной комедии смело смешал все жанры. За игривым, даже фривольным, как всегда, у него сюжетом (в большинстве пьес де Филиппо героини — девушки не самого тяжелого поведения) открывается реальная драма, полная бесконечной грусти о несовершенстве человеческой натуры. В чем прелесть этого спектакля — он совершенно непредсказуем. Пьеса начинается как легкомысленная комедия, продолжается как фарс и заканчивается как абсурд. Из бытового анекдота — истории одного секс-мошенничества — вырастает до библейских высот проблем выбора. На какой черте остановится Рита, провоцируемая коварным человеком в цилиндре — Агостино? Стоит ли ее брак полумиллиона лир? Ведь по сюжету, когда появляется "Мефистофель" – импозантный Аттилио (превосходный Александр Мохов), готовый заплатить огромную сумму за близость с ней, игра меняется. Теперь новые правила и новые ставки. И муж в роли покойника уже не нужен. А нужно решение – что важнее: сохранить добродетель и репутацию верной жены или ринуться во все тяжкие за приличный гонорар? Сюжет вроде бы нехитрый (похоже, очень даже близкий худруку театра Дмитрию Астрахану), но в нем высвечивается сразу несколько тем: одиночества, нравственного выбора, абсурдности реальной жизни... И все это в ярких традициях неаполитанской культуры народной комедии, площадного театра импровизации и буффонады, которые тут представляет целая творческая бригада поющих артистов театра. - Автор рассуждает о человеческих ценностях через болезненный выбор героя, готового "продать" собственную жену, но получающего взамен только потерю достоинства, – говорит Дмитрий Астрахан. – Де Филиппо подводит к мысли, что человек сам определяет границы своих возможностей. Если ты оцениваешь себя дешево, то и жизненный потенциал будет ограничен этой оценкой. Ставя материальное благополучие выше моральных ценностей, герои обрекают себя на духовную нищету, которая страшнее материальной. А при чем здесь цилиндр, спросите вы? Вам внятно объяснят, что это не просто шляпа господ. Она символизирует в пьесе высшую ступень социальной лестницы, недосягаемой для Риты и Родольфо, но уже взятую на прицел коварным Агостино. Выразителен эпизод, когда Вадим Колганов как Агостино поет "гимн цилиндру": - Человек в цилиндре становится столпом общества… Колонной, на которой держится государство, опорой власти, ужасом врагов, красой Вселенной… Цилиндр подразумевает, что под ним намного больше мозга, чем у простого смертного… Цилиндр – это не просто шляпа, это общественный эквивалент короны. - Эти фразы показывают, как люди сами создают свои иерархии и принципы вокруг вещей и богатства, теряя при этом человечность, – говорит Вадим Колганов. – Агостино убежден, что одежда определяет всё. Его воодушевленный монолог о цилиндре впечатляет остальных героев, но всё меняется, когда появляется новый персонаж. Это непредсказуемый Аттилио, которого Александр Мохов "вкусно" играет совсем не примитивным сладострастником. Его герой, не стесненный ни финансовыми, ни моральными рамками, как и положено черту, экзаменует людей. Но при этом ухитряется вызвать к себе даже сочувствие. Ведь он вдовец и соскучился по женской ласке. - Герои пьесы оказываются в сложной ситуации – финансовой, эмоциональной и нравственной "яме", – говорит Александр Мохов. – Автор ставит принципиальный вопрос: что выбрать – нравственность или деньги, когда человек находится в критическом положении. Люди склонны себя оправдывать, и чем сложнее ситуация, тем больше они ищут оправдания своим поступкам. По сути, это история о нравственном компромиссе и цене, которую человек готов заплатить за финансовое благополучие. Неоднозначна и героиня Анастасии Акатовой. Рита, с одной стороны, записная кокетка, причем довольно дешевого пошиба, с другой — верная трепетная жена. Соединить эти ипостаси в одной роли не так просто, тем интересней задача для талантливой молодой актрисы. - В моём понимании, Рита является самым сложным персонажем пьесы, – говорит Анастасия Акатова. – Для неё участие в афере – не моральный выбор, а вынужденный шаг. Героиня абсолютно трезво осознаёт суть этой авантюры: она идёт на обман исключительно ради общего будущего с мужем, но в критический момент он её предаёт, и всё рушится. К финалу спектакля она взрослеет и становится единственной, кто действительно понимает, что произошло. Её уход — это не бегство, а сознательный выбор что-то изменить в своей жизни. Так фривольный анекдот прошлого века оказывается поучительной историей для нынешнего. От редакции : спектакль "Цилиндр" в Театре на Трубной оказался интересен нескольким нашим театральным обозревателям. Рецензию Никиты Балашова читайте здесь .

Все дело в шляпе?
© Ревизор.ru