Масленица: в чем ее смысл и как провести праздничную неделю с точки зрения православных традиций?
Наступила Масленица время печь горы блинов, принимать гостей и делиться своей радостью со всеми вокруг. О том, как в народе появилась традиция празднования Масленицы, какое отношение эта неделя имеет к православию и как она связана и с церковными, и с народными обычаями, читайте в нашем материале.
Масленица произошла от языческого праздника встречи весны. В дохристианский период все народы Европы праздновали обновление природы, а блины пекли лишь восточные славяне, как языческий символ солнца и традиционное поминальное блюдо: ведь в Масленицу провожают зиму. У древних греков и римлян аналогичные празднества назывались вакханалиями и сатурналиями, а в Западной Европе праздновались карнавалы.
Кульминацией этих карнавалов было сжигание соломенного чучела. В те времена оно еще называлось не Масленица, а Морена. Были у нее и другие имена: Морана, Мора. Это повелительница смерти и зимы в славянской мифологии. Она воплощает стужу, мрак, оцепенение злые и губительные силы природы. Именно поэтому чучело Морены сжигали ведь с точки зрения языческого мировоззрения, человек должен был помочь прогнать зиму, чтобы скорее пришла весна. Чучело Морены сжигали, чтобы сильнее, мощнее проявили себя силы солнца, пробудилась кормилица-земля, начался сев.
Но уже с конца XVII века Морена больше не упоминается. А соломенное чучело именуется Масленицей. Историки считают, что смена имени знак того, что произошло переосмысление сути образа, что в него вкладываются новые смыслы. Название Масленица от слова «масло. Ведь уже более 300 лет и до наших дней Масленицу отмечают в последнюю неделю перед началом православного Великого поста. Это время, когда надо вдоволь полакомиться, позволить себе лишнее в еде, пресытиться и по собственному желанию отказаться от обжорства, входя в Великий пост. При этом сжигание чучела Масленицы становится уже символом добровольного отказа от излишеств.
В православной традиции масленичная неделя называется сырной седмицей. Мясо уже не едят, но разрешены рыба, молочные и яичные продукты. Традиция печь блины как нельзя лучше вписывается в пищевые ограничения этой последней недели перед постом. Конечно, если не начинять блины мясными начинками.
В духовном смысле это неделя, когда православный человек должен со всеми примириться, у всех попросить прощения, добиться мира в своей душе. И обычай ходить в гости, принимать гостей и активно общаться этому сопутствует.
Традиционно на Руси в конце Масленицы устраивали народные гуляния, в основе которых лежали молодецкие забавы, шутейные поединки. Можно сказать, что это был народный способ психологической разгрузки после зимы, когда юноши, мужчины, мальчишки могли стряхнуть груз повседневности, проявить удаль, померяться силой короче, других посмотреть и себя показать. А потом, после шутейных боев, со всеми примириться и войти в Великий пост.
По словам кандидата культурологии, автора книги «Введение в традицию Анастасии Абрамовой, само слово «пост можно хорошо объяснить в контексте часового, который встает на пост. «После всех забав и поединков масленичной недели, задорного, дружеского бойцовского духа, это особенно яркий образ, говорит культуролог. Часовой встает на пост, чтобы не пропустить непрошенных гостей к тому, что он призван охранять. И мы, как воины Христовы, призваны быть начеку. Стоять на посту. Что у нас за спиной? Все то, что нам дорого, все, что мы готовы охранять. Это добрые отношения в семье, любовь, радость общения, здоровье, хорошее настроение, совестливость, молитва и вера. От чего охранять? От раздора, ссоры, хитрости, вранья, от потакания слабостям, от чревоугодия. Это все наши враги. Нам с ними надо побороться, быть внимательным, вглядываться в себя, и, как часовой на посту, давать им отпор. Пост это время, когда мы должны не дремать, вслушиваться в голос своей совести, как в голос Бога.
В конце Масленицы, в Прощеное воскресение, доедаются последние блины, заканчивается блинная трапеза. В храме совершаться чин прощения, когда все примиряются друг с другом, прощают обидчиков и с миром в душе входят в Великий пост, который продлится до 20 апреля, до самого праздника Пасхи.