В Приморском крае за два месяца этого года под лед ушли десятки машин
Солнечным зимним днем в городском управлении Госавтоинспекции Владивостока раздался телефонный звонок. Автомобилист попросил прислать дежурную группу для разбора ДТП. Когда полицейский попросил назвать адрес, водитель замялся и сообщил: "Да мы в Амурском заливе столкнулись...". Выяснилось, что авария произошла во время заездов по льду. Сотрудники ГАИ на этот вызов не поехали, так как их зона ответственности - дорога, но не прибрежные заводи. Более того, выезд на лед в регионе категорически запрещен.
И если вы думаете, что это единственное ДТП на льду во Владивостоке, то ошибаетесь. Однажды легковушка столкнулась с судном на воздушной подушке, принадлежавшем МЧС. Это как с автомобилем ГАИ "поцеловаться" на пустой дороге.
Авто идет на дно
Подавляющее большинство происшествий с автомобилями на льду в Приморье никак к забавным случаям не отнесешь. Количество ушедших под воду автомобилей в крае с начала года исчисляется десятками. Тонут "тойоты", "хонды" и "ниссаны" на море, реках, озерах. Тонут возле берега и посреди заливов одинаково быстро.
Подсчитать общее количество железных утопленников невозможно. Далеко не все автовладельцы просят помощи у правоохранителей или спасателей, помня про штрафы за выезд на лед. Многие авто ломают лед только передними или задними колесами, и таких случаев за последние пару месяцев масса, что видно в социальных сетях, где появляются видеоролики с веселыми комментариями.
Один рыбак рассказал, что несколько дней он ловил рыбу неподалеку от города Артема. На льду видел сотни машин. По две-три в день уходили под воду. Особенно удивляли его автомобилисты, которые выезжали на лед, не обращая внимания на полупритопленные кузова иномарок.
Позабавил соцсети и китайский блогер, который решил порыбачить на льду реки, не выходя из машины. Начав тонуть, он не растерялся и стал вычерпывать воду из салона металлической миской. Это не помогло, и дорогое авто ушло на дно. Китайца в последний момент вытащили рыбаки.
Недавно в районе поселка Тавричанка, под Владивостоком, провалилась под лед иномарка, в которой было двое мужчин. Тела доставали водолазы. По информации главка МЧС РФ по Приморью, с начала года уже зарегистрировано четыре смертельных случая из-за автопроисшествий на льду.
Водолазы ведомства чего только не насмотрелись в утонувших авто. Приходилось им нырять и за детьми, погибшими из-за безрассудности взрослых. Бывало, доставали и целые семьи.
Между рулем и удочкой
Что заставляет людей упорно стремиться на лед, несмотря ни на что? Если кто-то скажет, что они просто не знают о грозящей опасности, не верьте.
В Приморье с начала ледостава разворачивается массированная информационная атака на население. О запрете выхода и тем более выезда на лед говорят постоянно. Профилактические беседы ведут сотрудники администраций городов и районов, спасатели ходят по школам. Административные комиссии раздают рыбакам памятки и выписывают штрафы. Между прочим, немалые - до 50 тысяч рублей.

В последние годы запрет выезда на лед действует практически постоянно. Причина - аномально теплые зимы. Например, Амурский залив покрылся льдом небольшой толщины только к началу февраля.
Так в чем причина безрассудства? Рыбацкий азарт, бравада и просто патологическая привязанность к своим авто берет вверх над здравым смыслом. Не играет никакой роли ни возраст, ни уровень дохода. На дно уходят и старенькие "хонды", и навороченные "лексусы".
Действительно, поймать на удочку корюшку, навагу или зимнюю селедку - удовольствие высшего разряда. Сам знаю. Но бывают ситуации, которые за гранью понимания.
Ближе к весне рыбаки начнут дрейфовать на отколовшихся льдинах, которые течение уносит в океан. "Путешествуют" они и в одиночку, и группами до 10-20 человек, а иногда на льдине могут оказаться и сотни. Тогда спасатели выводят свои суда на воздушных подушках, портовые службы предоставляют буксиры и ледоколы, в воздух поднимаются вертолеты.
И что бы вы думали?! Ловить корюшку "путешественники" не прекращают до последнего момента. Некоторых едва ли не силой приходится снимать со льдин. Благо, "услуга" по спасению бесплатная. Даже доставка на берег на вертолете. МЧС работает в таких ситуациях как часы. Чем рыбаки бессовестно пользуются.
Но если вас угораздит оказаться на льдине вместе со своим авто, не обессудьте. Эвакуировать его не будут.
- В приоритете спасателей - жизни людей, и только потом имущество. За автомобили несут ответственность собственники, тем более у нас в крае запрещен выезд на лед. Операции по спасению автотранспорта обходятся дорого, - рассказал заместитель главы администрации Владивостока Дмитрий Свитайло. - Мы напоминаем всем о необходимости строго соблюдать правила, быть внимательными и осторожными. Не рискуйте жизнью, не выходите на лед, это запрещено.
Отцовская наука
Одно из самых ярких воспоминаний моего детства - поход с отцом на зимнюю рыбалку. Море окружает наш поселок с трех сторон, и рыбы было столько, что она чуть ли не сама из лунок выпрыгивала.
- Будь осторожен на льду. Тут трещина. А вот это - майна. Дальше этой полосы никогда не заходи. Будь ближе к другим людям, если что - они помогут. Или ты кому-нибудь поможешь, - инструктировал батя меня, дошкольника.
Как в воду глядел. Не успели мы пробыть на льду и часа, как мимо нас прошли трое веселых парней. Через сто метров они дружно ушли под воду. На майну - участок с тонким льдом, который хорошо виден на общем фоне замерзшего моря - они просто не обратили внимания. Троицу спасли рыбаки, которые оказались рядом, помогал им и мой отец. Испуганные люди побежали домой, побросав удочки и короба. Видимо, отцы не научили их осторожности.
До сих пор у меня перед глазами наши "жигули", которые всегда оставались на берегу, потому что батя никогда не выезжал на лед на машине. Почему? Потому что так надо.
Важно
Если вы провалились под лед:
- не паникуйте, не делайте резких движений, стабилизируйте дыхание;
- раскиньте руки в стороны и постарайтесь зацепиться за кромку льда, придав телу горизонтальное положение по направлению течения;
- попытайтесь осторожно налечь грудью на край полыньи и забросить одну, а потом и другую ногу на лед;
- если лед выдержал, перекатываясь, медленно ползите к берегу;
- двигайтесь в ту сторону, откуда пришли, так как там лед уже проверен на прочность.