Как реставратор-энтузиаст из Ленинградской области восстанавливает легендарные «полуторки»?
В гараже у механика Михаила Евдокимова — ГАЗ-АА, больше известный как «полуторка«. Прозвище автомобиль получил за свою грузоподъемность в полторы тонны. Изначально машины собирали по чертежам американского «Форда-АА. Но в середине 30-х годов конструкторы Нижегородского автомобильного завода переделали американский проект с учетом советских реалий.
С началом Великой Отечественной войны грузовик снова претерпел серьезные изменения. Кабины начали делать из дерева, а вместо дверей пологи из брезента.
«Когда началось движение по Дороге жизни, именно на этих автомобилях возили снаряды и продовольствие. Обратно людей перевозили на большую землю. Такой массовый автомобиль очень помог. Есть даже мнение, что если бы не полуторка, то неизвестно, как бы закончилось все для Ленинграда, рассказывает Михаил Евдокимов.
Первая «полуторка попала к Михаилу 15 лет назад. Тогда он выкупил раму грузовика у односельчан, которые хотели сдать ее в металлолом. С помощью друзей и родственников начал восстанавливать.
«Когда мы приобрели «полуторку, я сразу законсервировал двигатель, чтобы он не заржавел и чтобы в дальнейшем можно было попробовать его оживить. В один прекрасный момент, когда мы его перетаскивали с места на место, была включена передача, и я увидел, что лопасти двигателя вращаются. Спустя часов пять мучений он у нас завелся.
Возникла идея собрать «полуторку и довести ее до состояния, близкого к заводскому. Но для того, чтобы реализовать этот план, в первую очередь необходимо было узнать, как выглядели узлы и агрегаты ГАЗ-АА. Для этого реставратор отправился в музей, в котором были представлены настоящие грузовики военных лет, чтобы измерить детали и сфотографировать их.
«Старинная машина это старинная машина. На нее так просто не купить запчастей. Плюс при восстановлении оригинала должны быть только настоящие запчасти, чтобы соответствовать году выпуска этой машины, — отмечает Михаил Евдокимов.
На собранной «полуторке Михаил вместе с семьей принял участие в праздновании Дня Победы. Поехали в соседнюю деревню Большое Заречье. Во время Великой Отечественной войны немцы сожгли ее, а жителей расстреляли.
«Это трагическое место. И каждый год там проводятся траурные мероприятия. Традиционно мы с утра заводим свои грузовики и всей семьей, с друзьями садимся в машины, собираемся колонной и едем туда, устраиваем выставки, — отмечает Михаил Евдокимов.
Вторую «полуторку механик нашел в лесах Новгородской области. За 80 лет от нее тоже остались только рама и двигатель. Чтобы превратить грузовик в музейный экспонат, потребовалось два года. По меркам реставраторов — это достаточно быстро.
«После первой машины восстанавливать эту было значительно легче, потому что я уже знал, что, откуда и куда. К тому же уже скопилось достаточно запчастей, — вспоминает Михаил Евдокимов.
В коллекции реставратора сейчас уже шесть восстановленных автомобилей. «Запорожец, милицейский ВАЗ-2101, полноприводный ГАЗ-67 и «полуторки. Последнюю он «оживил в прошлом году.
«Эта машина легендарная, была поднята со дна Ладожского озера. Пулевое отверстие в процессе реставрации было решено не убирать, а оставить как есть. Эхо войны, — отметил Михаил Евдокимов.
С ГАЗ-АА Михаила Евдокимова связывает не только увлечение восстановлением машин. На таком же грузовике из блокадного города почти 80 лет назад вывезли его родных.
«Там была бабушка и четверо детей. Пока ехали, попали под обстрел. Папу контузило, а младшего ребенка убило — его в дороге и похоронили. Но машина, на которой они передвигались, благополучно добралась до места, поделился Михаил Евдокимов.
Все реставрационные работы механик старается выполнять самостоятельно. В самые сложные моменты на помощь уже приходят старшие сыновья.
«Когда занимаешься этими «полуторками, понимаешь, что мир тесен. Вполне возможно, что на одной из этих машин ехала когда-то моя семья, — рассказывает Михаил Евдокимов.
Сейчас мастер работает над еще одной «полуторкой. Его цель — успеть к 9 мая, чтобы автомобиль стал частью праздничной колонны.