«Спасибо, Великая степь!»: как казахи спасали депортированные народы?

1 марта Казахстан отмечает День благодарности — праздник, призванный подчеркнуть ценность мира, единства и согласия в многонациональном обществе. В годы репрессий и массовых депортаций в Казахстан были отправлены сотни тысяч этносов — немцы, корейцы, чеченцы, ингуши, татары, турки, поляки и представители других народов. Их размещали в суровых условиях, но казахский народ делился последним, помогая им выжить.

День благодарности был учрежден в 2015 году по инициативе первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Как известно, Казахстан издавна является домом для представителей более 130 национальностей. Казахская пословица гласит: «Күс күші — қантта, адам күші — достықта (Сила птицы — в крыльях, сила человека — в дружбе). Дружба, как одно из самых важных духовных правил казахского народа, имеет очень глубокие корни.

Несмотря на трудности, казахи помогали новым соседям влиться в жизнь. Эта традиция гостеприимства и взаимопомощи передается из поколения в поколение, укрепляя многонациональный мир и единство. Сегодня потомки переселенцев, по праву рождения ставшие гражданами Казахстана, с теплотой в душе вспоминают прошлое и выражают благодарность казахскому народу.

Салман Героев является почетным экс-председателем чечено-ингушского этнокультурного центра «Вайнах в Астане, а также членом Ассамблеи народа Казахстана. Аксакал помнит эпизоды депортации своей семьи в 1944 году. Его семью привезли в село Журавлевка, что находится в 180 километрах от столицы.

«Мне было всего пять лет. Раним утром в дома чеченцев и ингушей ворвались вооруженные солдаты и офицеры. Нам дали всего 15 минут, чтобы собрать вещи. Разрешалось взять с собой только ручную кладь. Мы стояли на станции среди толпы таких же испуганных людей, женщины плакали, животные мычали, лаяли собаки. Нас погрузили в холодные скотские вагоны. Дорога была долгой, на станциях нам приносили кипяток и хлеб, который был твердым, словно сделан из опилок. Солдаты с автоматами следили за каждым шагом, — говорит Салман Героев.

После прибытия в Казахстан местное население первое время относилось к настороженно. Но со временем отношения наладились.

«В том краю в основном проживали казахи, немцы, украинцы, корейцы. Казахи начали помогать нам — давали хлеб, курт. Только благодаря казахам половина вайнахского народа выжила, за что мы безмерно благодарны. Поэтому мы не устанем повторять: «О, Великая степь Сарыарка, спасибо тебе за то, что в трудные годы сталинских репрессий ты приняла нас и уберегла от гибели. Спасибо сыновьям и дочерям казахского народа за протянутую руку дружбы. Мы никогда этого не забудем! — продолжает собеседник.

Депортированы в казахскую степь были 493 269 чеченцев и ингушей. В дороге умерли 1272 человека, еще 50 были убиты конвоирами за попытки сопротивления. В первые годы после депортации тысячи людей, не привыкших к новым климатическим условиям, умерли от голода, холода и болезней.

Трагической была судьба и немецкого населения. Депортация немцев в Казахстан — одно из мрачных событий в истории страны. В конце 1941 года сотни тысяч немцев Северного Кавказа и Поволжья были выселены из своих домов и переселены в различные районы СССР, включая Казахстан.

События того времени не обошли и немецкую семью Шнайдер. В Астане Владимир Шнайдер известен как талантливый языковед, тюрколог, один из тех лингвистов, кто разработал свой вариант латиницы. Но историю его семьи, которая была депортирована в декабрьские дни 1941 года и обрела новую родину на казахской земле, знают не многие.

«Мы являемся вторым поколением немцев в нашей семье, которые родились и выросли на казахской земле. Историческое прошлое предков помню только по воспоминаниям родной бабушки Анны Яковлевны. В декабре 1941 года мои бабушка и дедушка по приказу вождя народов были депортированы из Краснодарского края. Точнее, их загрузили в товарные вагоны в октябре, и они прибыли в Казахстан, в Павлодарскую область, лишь спустя два месяца, где стоял 40-градусный мороз. Помню, как бабушка рассказывала, что, пропуская военные эшелоны на запад, неделями стояли на станциях под конвоем, им не разрешали выходить. Она говорила, что они взяли с собой все, что успели. Представьте себе! Рассказывала, что в то время на станции она вынуждена была даже золото менять на рыбу, чтобы как-то прокормить четверых детей, которые были с ней. В итоге вместе с ними еще 470 немецких семей прибыли в Павлодар, их удерживали в течение месяца в изоляторе временного содержания, пока не распределили по казахским аулам. Так, они оказались в ауле под названием Тегістык, где я родился. До 1956 года им не разрешали покидать пределы села. Очень ярко демонстрирует события депортированных народов фильм «Жерұйык, он вызвал у меня тяжелые воспоминания. Эпизоды в фильме наглядно показывают, как этносы в Казахстане выживали. Первый год депортированные поселенцы жили в казахских семьях, а затем казахи им помогли построить дома и обустроиться в землянках. Сегодня мы благодарны казахскому народу за помощь, которую они оказали депортированным народам. Но, к сожалению, многие немцы так и не добрались до Казахстана, — поделился воспоминаниями собеседник.

В ауле Тегістік Павлодарской области, где родился Владимир Шнайдер, жили всего две немецкие семьи.

«Мы общались с казахскими детьми, с малых лет воспитывались в казахских традициях и на национальных ценностях, без труда овладели языком. После развала Союза, в 90-е годы, многие немцы уехали на историческую родину. До 1989 года в Казахстане было около 1 миллиона немцев, осталось 160 тысяч. Но из членов наших семей, которые жили в ауле среди казахов, ни один не уехал в Германию. Почему? Совершенно другой менталитет: в нас заложено казахское воспитание, привязанность к семье, родной земле. Еще в студенческие годы как-то за столом шутя я имел неосторожность сказать об этом отцу. Мы пили чай, и я спросил: «Папа, может, нам пора тоже уехать в Германию? Реакция его была мгновенная. Он показал рукой в сторону кладбища и на повышенных тонах сказал: «Здесь похоронен мой отец, моя мама, и я здесь буду лежать. После этого мы ни разу к этому вопросу не возвращались, — рассказывает Владимир Шнайдер.

В 1937 году по приказу советского правительства около 172 тысяч корейцев, проживавших на Дальнем Востоке, были вынуждены покинуть свои дома, их отправили в Казахстан и Узбекистан. Это решение мотивировалось угрозой шпионажа в пользу Японии, но на деле стало частью политики сталинских репрессий.

«Благодарность — это самое незначительное, что мы можем сделать для казахского народа, который, находясь в сложных экономических условиях, сумел принять все приезжие народы, проявляя свое гостеприимство и терпение. В Казахстан в разные годы были депортированы миллионы простых людей, представителей разных народов. Помощь казахов, несмотря на карательные меры, угрожавшие им, помогла выжить депортированным людям, которые со временем смогли интегрироваться в казахстанское общество, заняли определенные ниши в экономике, стали полноправными гражданами страны. Низкий поклон благословенной казахской земле и казахскому народу за душевную щедрость, доброе сердце, гостеприимство и заботу.

В честь Дня благодарности представители Ассамблеи народа Казахстана ежегодно возлагают цветы к столичному монументу «Қазақ еліне мың алғыс. Кроме того, в этом году празднование ознаменуется еще одним важным событием — 30-летием Ассамблеи народа Казахстана. В честь памятной даты в столице проведут десятки спортивных, культурных и познавательных мероприятий, запланированы акции, концерты и угощения блюдами национальных кухонь от этнокультурных объединений. Особое внимание уделяется благотворительности — многие люди в этот день стараются помочь тем, кто нуждается в поддержке.