Татьяна Горская перечислила RT самых популярных российских литераторов
3 марта отмечается Всемирный день писателя. В преддверии этой даты RT побеседовал с генеральным директором издательства «АСТ-Азбука» Татьяной Горской. Она рассказала, какие жанры пользуются сегодня наибольшей популярностью у российской аудитории, какие современные писатели претендуют на лавры новых классиков, а также почему молодёжь стала больше читать. Топ-менеджер объяснила, от чего зависит успех начинающих литераторов. По её словам, благодаря интернету писателям проще находить свою аудиторию, однако, чтобы книга стала бестселлером, поддержка издательств по-прежнему необходима.
— 3 марта отмечается Всемирный день писателя. Какую роль играют сегодня писатели в российском обществе и в целом в мире? Раньше в большой литературе поднимались важнейшие социально-психологические вопросы. Сохранилось ли это в наши дни?
— Как и прежде, книги — это отражение тех или иных событий в обществе и в мире. В этом смысле роман XXI века ничем не отличается от романа, написанного в XIX столетии: с помощью писателей мы погружаемся в мир того времени, эпоху, быт, узнаём, как жили люди, что их окружало, о чём и как они думали, какими они были. Книга — это всегда отклик на запрос читателя, на ситуацию в обществе, выраженный в тексте нерв. Даже фантастические, визионерские произведения здесь не исключение.
Сегодня мир развивается стремительно, изменилось восприятие времени, темп жизни ускорился, и именно писатели улавливают важное, ключевое в этой гонке. Обратитесь к работам десяти-, пяти-, трёхлетней давности — вы удивитесь, как многое, если не всё, изменилось и как авторам благодаря их цепкому уму удалось это поймать, зафиксировать и сохранить в истории.
Эту неизменную ценность книги как хранительницы смыслов и писателя как проводника через эпохи точно передаёт слоган нашего издательства: «Книги на все времена». Литература остаётся мостом между поколениями, позволяя нам не только заглядывать в прошлое, но и осмыслять настоящее, формируя взгляд на будущее.
— Какие российские и иностранные писатели могут стать со временем классиками?
— Современные классики, безусловно, авторы «Редакции Елены Шубиной», редакции Neoclassic и др. Евгений Водолазкин — лауреат множества премий. Его книги анализируют в вузах, ставят в театрах, готовятся экранизации романов «Авиатор», «Лавр». Эти книги давно и прочно обосновались в лонгселлерах. Это лауреаты и финалисты премий «Большая книга», «Ясная Поляна», «Слово», авторы, получившие широкое признание среди читателей: Алексей Варламов, Михаил Шемякин, Захар Прилепин, Андрей Подшибякин, Наталья Илишкина, Сергей Лукьяненко, авторы новой русской военной литературы Анна Долгарева, Дмитрий Филиппов. Из зарубежных писателей — Пауло Коэльо.
— С появлением интернета, онлайн-самиздата и соцсетей стало ли действительно талантливым авторам проще пробиваться к читателям?
— Разумеется, писатели стали заметнее, у них появились площадки для разговора с читателем. Авторы сразу получают обратную связь от аудитории, присутствуют в информационном поле. Благодаря соцсетям и интернету в целом писатель и издатель идут быстрее навстречу друг другу. Редакторы делятся опытом, профессиональным подходом, издатели обеспечивают автору доступ к большому числу книжных магазинов, книжных фестивалей, ярмарок, задействуют множество маркетинговых инструментов, повышают узнаваемость писателя и т. д.
Сегодня писатель может сделать первый шаг самостоятельно и затем активно продвигать своё творчество, однако сотрудничество с издательством — это важный этап для превращения книги в бестселлер.
— Если интернет стал всё же альтернативой издательствам, то не приводит ли это к снижению качества литературы? Если прежде критерии отбора задавали издательства, профессионалы, то теперь — массовый читатель?
— Здесь я с вами поспорю: российский читатель очень искушённый, разносторонний, внимательный, требовательный, знающий, разбирающийся, увлекающийся и увлечённый. И именно к мнению читателя редакторы и сотрудники издательств прислушиваются в первую очередь, ведь книги пишутся и выпускаются для него.
Благодаря социальным сетям, интернету начинающий писатель знакомится с аудиторией, получает оперативную обратную связь, вносит корректировки в текст, сюжет. Такой писатель попадает к издателю уже подготовленным. Редактор же благодаря своему богатому опыту может дать рекомендации по подаче, тексту, отметить лакуны в сюжете и вместе с автором доработать их. Секрет бестселлера во многом обязан этому трио — читатель, писатель и редактор.
— По данным соцопросов, молодёжь сегодня читает даже больше, чем старшие поколения. Так ли это? Какие именно жанры и авторов предпочитают молодые читатели?
— Молодёжь действительно читает активно. Читательская аудитория 16—19 лет — одна из самых вовлечённых и искушённых: в прошлом году доля читателей среди россиян этого возраста превысила 60%, а те, кому 20—24 года, — стремительно движутся к этой отметке. Молодые люди начинают с литературы в жанре Young Adult, развивая свою начитанность, а затем интересуются классикой, современной прозой, нон-фикшн и философскими произведениями.
Согласно нашим данным, продажи молодёжной прозы в 2024 году выросли на 19,8%, что сопоставимо с динамикой роста художественной прозы (18%) и литературы по популярной психологии — 10%. А вот спрос на восточные комиксы, которыми зачитывалась молодая аудитория в последние годы, сократился на рекордные 16,2%.
Среди самых востребованных в последние месяцы — трагичная, глубокая книга японского автора Осаму Дадзая «Человек недостойный», роман о любви и судьбе Ребекки Яррос «Доля вероятности», лонгселлеры — отмеченное премиями произведение Евгения Водолазкина «Лавр» и вечная классика, интерес к которой дополнительно увеличился благодаря экранизации — «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова.
— Сложно не затронуть тему азиатской прозы — например, так называемые уютные романы. Что молодёжь находит в них?
— Современная молодёжь тоже разная, у каждого свои интересы, увлечения, предпочтения. К «уютным романам» в какой-то степени можно отнести и «Маленьких женщин» Луизы Мэй Олкотт. Сегодня это классика литературы и востребованная у молодой аудитории книга — и благодаря сюжету, и отчасти благодаря новому оформлению.
Кто-то предпочитает «уютные романы», кто-то истории о бунтарях, например в жанрах «тёмной академии» (термин, которым обозначают произведения, сюжет которых разворачивается в академическом кампусе. — RT), «тёмной романтики» (любовные романы, в которых влюблённым приходится сталкиваться с эмоциональными и жизненными проблемами. — RT), «спортивной романтики». Бунтарство никуда не исчезло, молодые люди, как и старшие поколения в их годы, пытаются познавать мир, все аспекты жизни — не стоит упрощать их интересы. Молодой читатель с удовольствием читает и Young-Adult литературу, и Фёдора Достоевского с Михаилом Булгаковым, и Анну Джейн, и Павла Басинского, и Николая Цискаридзе, и «Человека-бензопилу», и романы Габриэля Гарсиа Маркеса.
— Насколько консервативна литература как вид искусства? Влияет ли на неё мода?
— Литература не живёт сама по себе — это отражение нашей жизни: в книгах фиксируются и сохраняются наши радости, страхи, победы, разочарования. По топу нон-фикшн литературы можно отслеживать, какие темы волнуют людей: как беречь себя, как найти своё предназначение, как научиться быстро принимать решения. Из года в год они меняются. Есть ценности вечные, есть преходящие, что-то останется с нами навсегда, что-то будет названо данью моде. Тренды появляются и пропадают, какие-то из них становятся классикой. Читатели любой эпохи — при всех их отличиях — удивительно похожи друг на друга.
Сегодня мы наблюдаем рост экспериментальных форматов, влияние цифровых технологий, появление новых жанров и стилистических приёмов. Тенденции, которые определяют другие сферы культуры, находят отражение и в литературе — будь то популярность графических романов, интеграция мультимедийного контента или рост самиздата. Однако ключевым остаётся одно: вне зависимости от формата и актуальных трендов литература продолжает выполнять свою главную функцию — передавать идеи, эмоции и смыслы, которые находят отклик у читателей.
— Известно, что в дореволюционную эпоху крупные писатели получали очень большие гонорары за свои произведения, неплохо оплачивался писательский труд и в СССР. На Западе некоторые современные авторы стали миллионерами, например Джоан Роулинг. Как обстоят дела в России? На какой уровень дохода может рассчитывать стабильно издающийся писатель?
— Мы знаем примеры очень достойной писательской жизни. Успех писателя во многом зависит от готовности автора регулярно взаимодействовать с читателем, встречаться лично, онлайн, участвовать во всевозможных активностях, вести собственные социальные сети, быть открытым. У нас есть авторы, которые специально под выход новинки выделяют пару месяцев для плотного общения со своей аудиторией — через собственные соцсети, через ресурсы издательства, СМИ, блогеров.
Сегодня писатели особенно востребованны в смежных индустриях: их книги становятся основой для фильмов, сериалов, театральных постановок. Необычные истории нужны всем, и создают их именно писатели. И за всем этим стоит огромный труд. До того как мы все узнали ту самую Джоан Роулинг, она получила более десяти отказов и только небольшое издательство Bloomsbury Publishing поверило в неё. В каждой сфере мы можем назвать несколько громких имён — людей, достигших успеха и в медиапространстве, и в финансовом плане. И писатели тут не исключение, а только подтверждение правила. Важно помнить, что успех к автору приходит не сразу: требуется время, терпение и много труда. Мы поддерживаем наших авторов, но на пути к славе важны разные факторы: талант, работоспособность, желание вести диалог с читателями и журналистами и многое другое.