Капитан Карпенко рассказал, почему "Академик Федоров" попал в Книгу рекордов
Станция Северный полюс-42 дрейфует в Северном Ледовитом океане уже почти пять месяцев. Скоро первая ротация (частичная смена коллектива), которая ориентировочно будет в марте. Проведут ее с помощью авиации.
А вторая ротация (вероятно - в конце лета) пройдет с помощью судна. На верхушку планеты отправится "Академик Трешников" или "Академик Федоров". Напомним, СП-42 - станция нового формата. Полярники работают и на льдине, и в лабораториях специального судна - "Северный полюс", на борту которого и живут.
"Академик Федоров" сопровождал СП-42 к месту начала дрейфа. За штурвалом был капитан Дмитрий Александрович Карпенко, который на "Академике Трешникове" в 2022 году доставил к месту дрейфа экспедицию СП-41.
Кстати, "Академик Федоров" вошел в Книгу рекордов Гиннесса как первое в мире грузовое судно, сумевшее дойти до географического Северного полюса без помощи ледокола. Оно уже четыре раза побывало на полюсе.
- Капитан, ваши корабли прокладывали дорогу во льдах для экспедиций "Северный полюс-41", "Северный полюс-42". Была ли разница в проходке этих судов?
- Очень большая. В 2022 году ледовая обстановка была значительно легче, - вспоминает Дмитрий Карпенко. - Спокойно дошли, без всяких проблем. Два года спустя мы не смогли дойти до льдины, которая была первоначально намечена. "Академик Федоров" пришел в район первым, ждал "Северный полюс", чтобы провести его до льдины. Но резко началось ледообразование, и с каждым днем при минусовой температуре лед становился все сильнее и сильнее. Пробить его и организовать проводку становилось проблемнее. То есть погодные условия помешали. В итоге "домом" для полярников оказалась другая льдина, расположенная ближе.
Ледообразование - свидетельство того, что фактически началась зимняя навигация.
- Шли к месту дрейфа СП-42 - и море Лаптевых было свободно от льда, возвращались, уже в него занесло айсберги, - продолжает капитан.
Дмитрий Александрович считает, что даже маленький айсберг может таить опасность. Никто не знает, насколько велика и какой конфигурации его подводная часть. Говорит, что в Антарктиде видел большой айсберг - в длину километров 130, уходящий за горизонт. Высотой он был в два раза больше корабля. Впрочем, ни один айсберг, встречающийся на пути, не должен остаться без внимания.
Капитан признается, что команда больше любит ходить в Арктику. Потому что рейсы короткие - месяц-два. Если в Антарктиду - то нужно хотя бы пять. И очень сожалеет, что в наши дни престиж профессии моряка заметно упал. Молодежь спокойно зарабатывает и на берегу, не подвергая свою жизнь риску (а море - всегда риск). И требования к условиям на судне у молодых очень высокие.
- Приходили как-то три матроса лет 22-25 знакомиться. Спрашивают: "Есть у вас интернет?". Честно говорю, что на НЭС "Академик Федоров" интернета нет, только вайфай, которого хватает на переписку в мессенджере. "Нет, это нам не подходит", - сказала троица, с чем и покинула судно, - вздыхает Карпенко.
Профессию капитан получил "по наследству". Капитаном был его отец.
- Я родом из советского времени, - говорит капитан. - Тогда профессия моряка была престижной, хорошо оплачивалась, давала возможность посмотреть мир. И, конечно, притягивала романтика моря. Сейчас деньги не такие уж большие, а возможность посмотреть другие страны есть и в обычной жизни. Набирать экипаж стало не так просто. Большинство матросов - учащиеся, им нужно пройти практику. Сколько из них на самом деле собирается связать свою жизнь с морем? Мало.
Новый формат дрейфующих станций капитан считает очень удачным, в том числе по организации нормальных условий быта. Все каюты на "Северном полюсе" одноместные. Что очень важно. "Люди устают друг от друга за полгода-год. Тяжело жить в одной каюте еще с кем-то.
Все тексты сюжета "Новая экспедиция "Северный полюс-42" на уникальном судне в Арктику: Дневник обозревателя "РГ" читайте на сайте "РГ".