Герой России Ильяс Дауди стал режиссером, чтобы снять фильм по своему сценарию
В истории современного российского кинематографа еще не было примеров, когда Герой России становился режиссером. Ильяс Дауди первым из удостоенных этого высшего звания решил не просто снимать кино, а экранизировать собственный сценарий.
До Ильяса схожим путем прошли лишь двое: майор Евгения Жигуленко - Герой Советского Союза, поступившая во ВГИК в возрасте 56-ти лет, чтобы снять известный фильм "В небе - ночные ведьмы", посвященный 46-му гвардейскому авиационному бомбардировочному полку. В годы войны Евгения Андреевна командовала одним из звеньев этого полка. И генерал-майор Петр Вершигора - активный участник партизанского движения, ставший режиссером еще до Великой Отечественной войны, но после ее окончания к профессии уже не возвращавшийся.

Путь Ильяса Дауди особенный. Будучи студентом престижного вуза, он добровольцем отправился на войну, где получил тяжелое ранение. После долгого восстановления он занимался бизнесом, изучал военно-политическую ситуацию в Афганистане, публиковал статьи и написал военно-исторический роман-трилогию "В круге Кундузском".
Роман получил признание ветеранов Афганской войны и диплом Министерства обороны России, а также стал основой для сценария. Осознав, что экранизировать свою историю сможет только сам, Ильяс поступил во ВГИК, где освоил режиссуру, а теперь изучает сценарное мастерство. В процессе учебы он снял несколько фильмов и музыкальных видео.
За 2023-2025 годы работы Ильяса Дауди были отмечены на кинофестивалях и сценарных конкурсах в Лос-Анджелесе, Остине (Техас), Филадельфии, Стокгольме, Берлине, Бранденбурге, Гонконге, Женеве, Мадриде, Сингапуре.
Теперь цель Ильяса - найти продюсера и воплотить в жизнь свой главный проект.
Ильяс, что повлияло на ваше решение стать режиссером? Вы мечтали об этом давно или решение пришло уже в зрелом возрасте?
Ильяс Дауди: Еще три года назад я и не помышлял о поступлении во ВГИК. Решение пришло внезапно. Но оно все же было логичным шагом. Я прошел войну в Афганистане, попробовал ее "на зуб", хлебнул, что называется, лиха, но чем бы я не занимался в гражданской жизни, Афганистан не отпускал меня, он всегда был рядом. Мой интерес к событиям в этой стране не угасал никогда. Я неизменно следил за военно-политической обстановкой в Афганистане.
Писать же основательно я начал с 2015-го, тогда были статьи, заметки, очерки, публикации. На фундаменте воспоминаний далеких афганских событий стали формироваться, оживать образы, сцены, эпизоды. Так сформировался сюжет и родился роман "В круге Кундузском".
Я осознавал, что эпическое произведение - это огромный труд и ответственность. Важно было написать правдиво, как говорят, сермягу. Я черпал из чертогов памяти действия, события, переживания, радость, драму и горечь утрат, какими их видел на войне. Все было во имя памяти ребят, с которыми служил, которые там погибли, не вернулись домой, ради их близких. Для того, чтобы за нас никто не придумывал небылицы и не искажал правду.
На пути к цели шаг за шагом я стал изучать основы сценарного искусства, то как пишется сценарий, как оформляется, и все же верной мыслью, своевременно осенившей меня в тот момент, было поступление во ВГИК им. С.А. Герасимова - храм киноискусства, эпицентр кинотворческих событий, где все дышит историей и на расстоянии вытянутой руки можешь прикоснуться к корифеям, титанам советского и российского кинематографа. Где можешь получить знания, советы, подсказки режиссеров, сценаристов, операторов, художников, продюсеров.
Учась во ВГИКе, находишься с профессионалами от индустрии на одной волне, ты одной с ними стигмы, группы крови, соратник в строительстве прекрасного. Я твердо решил оставаться во ВГИКе, пока не реализую свой проект. Во ВГИКе прекрасная "Учебная киностудия", весьма продвинутый деятельный, творческий ректор, прекрасные матера и педагоги и активные студенты. Мне повезло с мастерами, с мастерской и ребятами-однокурсниками.
Тяжело ли учиться чему-то новому или уже имеющийся опыт в других сферах, наоборот, облегчает обучение?
Ильяс Дауди: Опущу то обстоятельство, что память в моем возрасте не столь пластична. Возможно, в чем-то уступаешь нынешним студентам, с кем учишься. Но нет комплекса, мешающего осваивать дисциплины. Да, часто педагоги встречаются младше тебя, и порой значительно. Но порядок есть порядок. Я пришел у них чему-то научиться, вот и учусь.
К примеру, уже ко второй недели обучения мастера поставили курсу задачу снять свой первый киноэтюд. Все сокурсники взялись за голову: как, что, где, почему? В итоге все сняли прекрасные работы. Первой моей работой стал киноэтюд "Автопортрет" о ветеране Афганской войны, потерявшем в бою ногу, но не сломленном и нашедшем свое место в мирной жизни. Затем был короткометражный художественный фильм "Слепой" - о студенте ВГИКа, вошедшем в конфликт со своим мастером и очутившемся на войне в Сирии 2017 году.
Герой картины в бою под Алеппо получает тяжелое ранение, полностью слепнет. Возвратившись домой, он считает, что весь его мир рухнул, и не сбыться уже его заветной мечте - стать великим кинорежиссером. Но, вопреки всему, мой герой восстает из пепла, как птица феникс, и достигает своей детской мечты.
Как выяснилось после побед моих проектов за рубежом, у нас и граждан других государств все же есть общие ценности, которые мы хотели бы передать своим детям.

Конечно, от многого в жизни пришлось отказаться - от туристических поездок с семьей, даже просто от общего семейного досуга. Но, пребывая в долгие годы в бизнесе, повзрослев, я понимал, в жизни должно быть еще место для чего-то вечного. Творчество - великое ремесло, оно служит людям, преодолевает территориальные границы.
Долго вам еще осталось учиться?
Ильяс Дауди: Я учусь в магистратуре сценарного факультета, на первом курсе. Общий срок обучения - два с половины года. Осталось ровно два года.
Расскажите подробнее о вашем романе и о сценарии. О чем эта история?
Ильяс Дауди: Это военно-исторический роман, охватывающий сто лет - с 1917 по 2017 год. Действие происходят в России, Афганистане, ФРГ (Мюнхене), на советско-афганской границе и в Москве. В центре истории шестеро друзей, молодых солдат, втянутых в знаковые исторические события: Афганскую войну, распад СССР, вооруженное противостояние у стен Дома Советов в 1993 году. Судьбы шестерых друзей трагичны: трое гибнут в Афганистане, один - уже в Москве, у стен Белого дома. У двоих выживших в войне и мирное время жизнь складывается очень непросто.
История имеет продолжение через судьбы их детей, сталкивающихся с новыми вызовами. Главный герой будущего фильма - сын советского солдата из шестерки друзей, выросший в Германии.
Он впитал немецкую культуру, но все же решает идти по стопам отца, став военным разведчиком. Он черств, циничен, мотивирован на борьбу, стремиться отомстить за отца. Оказавшись в Афганистане, он сталкивается с реалиями войны, чрезмерным применением НАТО военной силы, жертвами которого становится мирное население. В пламени войны он теряет афганскую невесту, доктора гуманитарной миссии "Врачи без границ", а затем и лучшего друга, репортера крупного западного издания.
Его взгляд на мир изменяется, он не готов и дальше беспрекословно выполнять жестокие и безнравственные приказы своего командования, и входит с ним в жесткий конфликт. Герой оказывается перед моральным выбором - война или мир. Он увольняется с военной службы и едет на родину своего отца в поисках выживших его боевых друзей.
Ваши фильмы и сценарии только за последние два годы получили десятки международных наград. Как вы думаете, почему? Как вы вообще попали на эти конкурсы и фестивали в такое непростое время, да и еще и с фильмами на военную тематику?
Ильяс Дауди: Эти обстоятельства вопреки. Я по собственной инициативе подал заявки на участие, заплатил взносы. Было много отказов - порой взнос брали, а в программу не включали. Но, несмотря на сложную политическую обстановку, везде есть приличные люди, которые ценят честные и сильные истории. Мы отправляли наши работы на международные сценарные конкурсы и кинофестивали, и они побеждали: в Швеции, Германии, Малайзии, Гонконге, Италии, Греции, США. Это говорит о том, что настоящие ценности находят отклик у зрителей во всем мире.

Эти победы как-то способствуют продвижению вашего основного проекта?
Илья Дауди: Полагаю, да. Важно быть признанным в индустрии, удостоиться призов "Большого Шлема". Успех заслуженно обращает на себя внимание разной масти агентов, редакторов, шоураннеров, больших продюсеров. Это целый мир. Сейчас проекту важно найти своего заветного продюсера, у кого глаза горят от истории, как у автора литературного произведения. Нужно, чтобы он был влюблен в героев и персонажей произведения, был вне политики и был готов вложить в проект необходимые большие средства.
Почему вы считаете, что в России трудно будет найти продюсера для вашего проекта?
Ильяс Дауди: В России киноиндустрия финансируется по-другому: продюсеры не готовы вкладывать большие суммы в один высокобюджетный проект, они распределяют риски, входят в мелкие проекты. В Голливуде, например, бюджет в три десятка миллионов долларов на фильм - это нижняя граница, а у нас такой бюджет отыскать крайне сложно. Я встречаюсь с крупными российскими продюсерами, обсуждаем эту тему. Они говорят, что это большие деньги для нас. Поэтому я ориентируюсь на международный рынок.
В чем, по вашему мнению, главная задача фильмов на военную тематику?
Ильяс Дауди: Важно сделать правдивую историю и показать миру истинную суть вещей. Режиссер должен быть глубоко в историческом материале. В фильме важно показать, что делает человека лучше. Сценарист или режиссер, прошедший войну, по моему убеждению, сделает это лучше.
У зрителя есть определенный лимит доверия. До какого-то момента он говорит: "Да, это может быть, я в это верю". Вот важно все-таки оставаться в этом лимите доверия, даже если история очень жестокая.
Какие военные фильмы, которые вам нравятся, вы могли бы назвать?
Ильяс Дауди: Из отечественных фильмов - "Они сражались за Родину" Сергея Бондарчука. Из зарубежных - "Взвод" Оливера Стоуна, номер один по Вьетнамской войне. Также "Мы были солдатами" с Мэлом Гибсоном.
Что сейчас является вашим главным фокусом?
Ильяс Дауди: Поиск продюсера и продвижение сценария в Голливуде. Мы участвуем в топовых сценарных конкурсах - Nicoll Fellowship, Austin Film Festival, American Zoetrope Screenplay, Raindance, Slamdance, Sundance, BlueCat, ScreenCraft Writing Competition, CineStory Feature Competition, Scriptopalooza, PAGE International Screenwriting Awards, WeScreenplay Contest, Launche Pad Feature Screenwriting, Golden Fellowship и других. Когда сценарий завоевывает призовые места престижных конкурсов, он тотчас попадает в фокус крупных продюсеров. Это сложный, но верный путь, главное - работать и не останавливаться.
Вы называете себя "человеком одного проекта". Это значит, что после экранизации книги вы не планируете новых фильмов?
Ильяс Дауди: Так и есть. Я целиком сосредоточен на своем проекте, не вижу себя в других. Считаю, мне вредно отвлекаться. Не стоит вопрос - а вдруг не состоится? Это вопрос к высшей канцелярии. Моя задача методично бить в одну точку. Моя история во многом "вопреки": вопреки международной обстановке, вопреки нынешней конъюнктуре и тенденциям. Вопреки тому, что я человек, лишившийся здоровья на войне, затеял этот масштабный проект и двигаю его неустанно. С одной ногой непросто на съемочной площадке. Снимаешь протез, ходишь на костылях. И главное - результат!
Для меня не существует вопроса: выгорит проект - не выгорит, будут победы - не будут. Не ставлю на повестку дня такие вопросы. Просто методично -бью в одну точку.
Справка "РГ"
Дауди Ильяс Дильшатович - Герой Российской Федерации, гвардии старший сержант, заместитель командира взвода разведывательной роты 149-го гвардейского мотострелкового полка. Родился в 1967 году в Азнакаево (Татарстан). С юности занимался боксом, поступил в Московский институт нефти и газа, но в 1985 году добровольцем отправился на службу в Афганистан.
Проявил героизм в боях, спас раненого офицера, вынес троих раненых солдат из своей роты из-под огня. В августе 1986 года был тяжело ранен при выполнении боевого задания. После лечения окончил институт, стал инженером-экономистом, а затем получил степень в области государственного управления. Занимался бизнесом. Автор книг и киносценариев о войне в Афганистане. Исторический роман "В круге Кундузском" Ильяса Дауди был выдвинут на соискание Нобелевской премии по литературе.
Награжден медалью "Золотая Звезда", двумя орденами Красной Звезды, святого князя Даниила Московского и другими наградами. Отмечен благодарностями Министра обороны РФ, Президента Татарстана, мэра Москвы.
В одном браке воспитал шестерых детей - сына и пять дочерей. Живет и работает в Москве.
P.S.
Пока интервью было в работе, стало известно, что сценарий Ильяса Дауди "Цугванг обер-лейтенанта Бруно Тевса" вышел в четвертьфинал престижного в Голливуде сценарного конкурса WeScreenplay Feature Lab (2025).