Любовь в биополе. Какой получилась новая версия спектакля про биполярное расстройство
Дуэт the.MANKA представил новую версию спектакля про художницу с биполяркой. Теперь девушка - в центре любовного треугольника. У истории про художницу и дизайнера с биполярным аффективным расстройством (БАР) от творческого дуэта the.MANKA (Мария Кот и Дарья Балашова) "открылось второе дыхание". Девушки решили переосмыслить постановку , и у них получился новый спектакль "Биополе. Ярко 2.0" (16+), премьера которого состоялась 10 марта на сцене "Арт-центра на Любинском". На этот раз в центре уже нового "Биополя" не история болезни художницы и разбор её анамнеза, а запутанный любовный треугольник. Главная героиня, которая то ли любит, то ли позволяет себя любить, потому что тумблер в её голове постоянно переключается с мании на депрессию. Как девушка мечется между двумя своими состояниями в болезни, так её и разрывает между двумя молодыми людьми, которым приходится мириться с её недугом. Мария Кот и Дарья Балашова решили уйти от психологизма, сделать историю более понятной простому зрителю. Как поясняют девушки, теперь это спектакль не про больного человека, а про тех, кто рядом с ним и разделяет его мучения. - За два показа "Биополе. Ярко" в Доме актёра мы поняли, что накрутили историю, которая будет понятна только небольшому количеству зрителей. Чтобы расширить аудиторию, мы решили добавить историю любви и вывести её на первый план. На языке любви говорит большинство, и через него нам тоже проще донести свои мысли , - рассказала Мария Кот. - Тема первого "Биополя" - гений и злодейство, творчество и расстройство, как они уживается вместе и насколько это влияет на людей, которые контактируют с больным БАР человеком. Поскольку у нас тогда не очень хорошо получилось раскрыть внутренний мир людей, которые находятся рядом, мы решили уделить им больше внимания. Вероятность того, что вы столкнётесь с человеком с биполярным расстройством, выше, чем того, что его диагностируют у вас. Как оказалось, таких людей очень много, - говорит Дарья Балашова. Главная героиня - всё та же художница, которая думает, что может нарисовать бога, видит вечные нити, из которых соткана Вселенная, и даже может к ним прикоснуться. Весь мир окрашен в яркие цвета - она презирает серый. Но это только в период мании. Героиня говорит, что живёт взаймы: чем выше она поднимается в фазу своей активной деятельности, чем плодотворнее работает и продуктивнее мыслит, тем глубже она погружается во мрак депрессии во вторую фазу болезни. Такого нестабильного человека любят два разных парня. Один заботливый, верный, оберегает девушку в периоды депрессии, хоть и называет её картины мазнёй. А второй парень - это про страсть, безумие, бурлящую жизнь, которая выходит за рамки адекватности. Но вот незадача: художница нужна ему только тогда, когда она не лежит на кресле без реакции на окружающий мир. А нужен ли кто-то ей самой? - Творческому человеку нужна подпитка от других людей. Никому из нас не хочется творить, чтобы это никто не видел. Казалось бы, у нашей героини есть хороший молодой человек, который с неё пылинки сдувает. Но творческому человеку не нужна стабильность. Ему нужно, чтобы люди давали ему уверенность в том, что он талантлив, а если этого нет, он быстро угасает. Поэтому наша героиня мечется в любви: ей хочется острых ощущений. Так появляется второй мужчина в её жизни, потому что он поддерживает её творческие порывы. Девушка запуталась в любовном треугольнике, - поясняет дуэт the.MANKA. Новая интерпретация постановки потребовала и новых актёров. Так, в спектакль на место бывшей исполнительницы главной роли Кристины Лапшиной и её партнёра по сцене Данила Орлова пришли актёры Омской драмы Мария Макушева и Александр Соловьёв. Только Виталий Храмов сохранил за собой роль. - В новой версии спектакля уделено больше внимания мужчинам главной героини. Теперь это не только абстрактные воплощения двух её состояний (мании и депрессии), а настоящие люди, её друзья и любовники. Мой персонаж - человек с синдромом спасателя, он пытается успокоить героиню Марии Макушевой, свести на нет её приступы, вылечить, - говорит Виталий Храмов. - А мой герой - это тусовщик. Он - это её фаза мании. Тонкий манипулятор, который поддерживает её рвение к искусству. В этом спектакле стало больше жизненных ситуаций. В прошлой версии "Биополя" рассказывали о биполярном расстройстве как из учебника, большими монологами, но герои не сталкивались ни с какими обстоятельствами, где бы проявлялись два полярных состояния главной героини, - рассказывает Александр Соловьёв. Традиционно после спектаклей, которые проходят на площадке "Арт-центра", происходит обсуждение увиденного на сцене. Зрители высказывают своё мнение относительно спектакля, бывает, предлагают новые художественные решения для роста постановки. Дискуссия развернулась и по поводу обновлённого "Биополя". Кто-то утверждал, что девушки романтизируют психологические расстройства, и настаивал на том, что нужно показывать самые неприглядные стороны болезни, акцентируя внимание на лечении. А кто-то, наоборот, высказывал мнение, что авторы спектакля верно подметили: у больного БАР всегда есть соблазн прекратить лечение ради ярких ощущений. - Я студентка-медик и была на приёме уже у двух психиатров: под вопросом диагноз БАР. Я пришла на спектакль для рефлексии и для того, чтобы понять, схож ли мой опыт. И хочется отметить, что мы с вами действительно не на лекции в психоневрологическом диспансере, мы смотрим историю на сцене. Да, со стереотипами. Но с помощью них проще объяснить людям, что такое биполярное расстройство. И я хочу отметить, что здесь верно подмечен момент: когда ты принимаешь терапию, ты чувствуешь, что тумблер твоей яркости не выкрутили на максимум. Всегда есть соблазн вернуться к тому состоянию. Это и правда так, - поделилась своими впечатлениями одна из зрительниц. Зрители интересовались, общались ли авторы спектакля с людьми с БАР. Девушки признались, что во время написания сценария они консультировались со специалистами, также среди их знакомых есть те, кто страдает от биполярного расстройства. К сожалению, в часовой спектакль не вместить все страдания людей, больных БАР, но это возможность обратить внимание на то, что такая проблема существует в нашем обществе и её нельзя игнорировать. - Когда я первый раз увидел спектакль, то увидел романтизацию крупными мазками. Но важно то, что в театре в принципе поднялась такая тема. Терапия - это правильно. Но согласитесь: если вас сейчас со сцены начнут учить, как вам жить, лечиться или не лечиться, то вероятность положительного результата невелика. Нужно понимать, что мы находимся в театре, где царствует художественный вымысел, - поделился впечатлениями ведущий обсуждения, режиссёр "Просто театра" Стас Черкасов. Кстати, вокалист группы "клёнин." Егор Клёнин посвятил спектаклю песню "Биполярно". Это уже второй проект дуэта, в котором участвует Егор. Ранее он готовил несколько песен для спектакля "Наваждение" (18+). - В очередной раз придя на их постановку, я вдохновился темой биполярного расстройства. У меня среди знакомых есть тех, кто страдает биполяркой. Мне было интересно провести идею спектакля через призму своего искусства, - поделился с "Омск Здесь" Егор Клёнин. Отношение к теме спектакля и её воплощению может быть разным, но неизменно одно - о проблемах, которые волнуют общество, о помощи людям и о любви важно и нужно говорить. Чтобы те, кто нуждается в поддержке, знали, что они не одиноки. Фото: Мария Хоменко