Во власти фантомов. Как в Театре имени Гоголя поставили «Преступление и наказание»

В Московском драматическом театре имени Н.В. Гоголя состоялась премьера спектакля «Преступление и наказание», созданного по мотивам одноименного романа Федора Достоевского. Режиссер постановки, художественный руководитель театра Антон Яковлев, выбрал для нее очень необычную форму следственного эксперимента — фантазии. После того как Раскольников совершил преступление, зрителям предлагают заглянуть в его голову и уловить ход его мыслей.

Во власти фантомов. Как в Театре имени Гоголя поставили «Преступление и наказание»
© Mos.ru

Следственный эксперимент

Третью неделю Родион Романович Раскольников лежал в тюремном лазарете. Снилось ему много странного и необычного — время от времени он просыпался то ли в бреду, то ли в горячке и пытался вспомнить, где он, что с ним происходит и что он сделал. А потом опять погружался в некое пограничное состояние, похожее на лихорадочный сон — тягучий и липкий, сливающий воедино воспоминания, страхи и фантазии.

Вокруг Раскольникова — люди, то ли вымышленные, то ли нет. За длинным столом они ведут с ним диалоги, задают вопросы, смеются над ним и буквально загоняют в невесть откуда взявшиеся деревянные рамы, как в гроб. Здесь и следователь Порфирий Петрович, где-то в реальности действительно расследующий дело убитой старухи-процентщицы, и сама она, покойница, вместе с сестрой Лизаветой. Во сне-бреду Раскольникова есть даже лошадь — вернее, воспоминание о ней: в детстве он видел, как несколько мужиков засекли несчастную насмерть. Пройдет еще немного — кони и люди, которые смешались в едином сне, займут свои места.

А сейчас Раскольников крепко держится за прутья старой железной кровати, будто они способны защитить его от происходящего. События в его разуме накаляются: образам в голове надо во что бы то ни стало восстановить страшную картину преступления, заставить героя осознать ее и раскаяться. Недаром в стенах придуманной комнаты, будто невзначай, торчат несколько добротных топоров: Раскольников пока не понимает, что это он убил, но давно это знает.

«В моем спектакле мы начинаем с финала произведения. Раскольников уже три недели находится в тюремном лазарете. Он в тяжелой лихорадке, на грани жизни и смерти. От ужаса произошедшего он заблокировал свое сознание, свою память. Его морок похож на ощущение, знакомое каждому по тяжелому гриппу: когда мы приходим в себя, первые минуты не понимаем, действительность вокруг нас или нет. Его сознание постепенно просыпается и рисует ему картинки воспоминаний того, что с ним случилось, как и при каких обстоятельствах произошло само преступление и какие последствия оно принесет. Это похоже на следственный эксперимент, провоцирующий психику главного героя», — говорит Антон Яковлев.

Триллер внутри произведения

Переносить на сцену произведения Федора Достоевского, по мнению режиссера, очень сложная задача. Сам он подступался к роману несколько лет, размышляя, как это лучше сделать, в какой форме, какую идею взять за основу.

«Мощный и глубокий текст Достоевского не прощает случайностей или неверного истолкования, неточно интерпретированных смыслов, искажающих мысль автора, — рассказал он. — В этом смысле очень тяжело создавать образы, необычную форму спектакля, чтобы не войти в конфликт с произведением. Здесь сложнее всего совместить желание открыть новый способ существования артистов с этим плотным и подавляющим театральность текстом».

В произведении нет случайных персонажей — каждый имеет острый, плотный характер. Актеры соглашаются, что сыграть в таком спектакле — огромное счастье, хотя во время репетиций им приходилось нелегко: они испытывали множество эмоций, строили теории по поводу своих героев, размышляли о добре и зле, а потом меняли мнение на едва ли не противоположное. Василий Неверов, перевоплотившийся в Раскольникова, предположил, что все самое страшное, что случилось с его героем, берет начало из детства:

«У него нет отца. И такие люди, мне кажется, ищут его в чем-то другом. Это во многом про поиск веры, которой у него нет. И Раскольников все ставит под большое сомнение, включая институт семьи. Отсюда и его известные размышления на моральные темы».

Актер считает, что его герой на самом деле хороший человек, понимающий, что зачастую мир жесток. Раскольникову кажется, что нужно либо принимать правила игры, действовать в соответствии с ними и получить возможность руководить другими людьми, либо отрицать их и стать изгоем. В этом кроется загадка и для режиссера — он хотел посмотреть, как же герой внутренне познает свое преступление, как отреагирует, впитает в себя ужас, который с ним случился. «Внутри этого произведения зашит настоящий психологический триллер», — отметил Антон Яковлев.

Единственный образ в спектакле, который помогает Раскольникову, — это милая Соня Мармеладова в трогательном светлом, в тон ее намерений, платье. В его сне-бреду она еще и стенографистка, внимательно фиксирующая все то, что говорит о себе герой. Философия Сони открывается для актрисы Янины Третьяковой в неожиданном свете:

«Для того чтобы совершать такие поступки — в каком-то смысле пожертвовать собой, — нужен определенный характер. Если же Соня не имеет личных страстей, грехов, гордыни, то ей не с чем бороться. Но ведь что-то должно быть, она такой же человек, как и мы, она не святая. Я до сих пор ищу ее темные, потаенные стороны».

Длинная история

Один из знаковых для мировой литературы роман Федор Достоевский задумал за много лет до того, как написал первую его строчку. Еще не оформившаяся идея, контуры которой появятся гораздо позже, возникла в ссылке. Туда писателя отправили за участие в тайном обществе петрашевцев, где обсуждали слишком смелые для России тех времен вопросы — например, освобождение крестьян.

Помиловали Федора Михайловича в апреле 1857 года, а в 1859-м выдали временный билет, позволяющий уехать в Тверь из Семипалатинска. В том же году Достоевский вместе с женой и приемным сыном вернулся в Петербург.

Созданию «Преступления и наказания» предшествовали трагические события. После литературного взлета — написания повестей «Село Степанчиково и его обитатели», «Дядюшкин сон», помощи брату в издании литературно-политического журнала «Время» — началась черная полоса: он овдовел, на него свалились долги. В этот страшный период Достоевский взялся за написание романа «Пьяненькие», главный герой которого — пьяница-чиновник, уволенный с работы. Позже персонаж трансформируется в того самого Мармеладова, а писатель, услышав о громких процессах над грабителем и убийцей двух старух, создаст Раскольникова.

Поначалу повествование шло от первого лица, но потом Достоевский от этого отказался: так невозможно было раскрыть всю психологическую подоплеку других персонажей. Он решил переработать роман — это привело и к значительному увеличению объема. Первые главы были опубликованы в 1866 году в журнале «Русский вестник», и впоследствии книга появлялась в печати частями.

«Культура Москвы»: гид по ярким событиям столицы 

Следующие показы спектакля запланированы на 14 и 29 марта, а также на 11 и 19 апреля. Купить билеты можно на mos.ru