"Я не знаю, почему каждый раз живым оставался". О 105-летнем фронтовике из Чувашии
Две войны
В августе Ивану Васильевичу исполнится 106 лет. Сейчас он живет один в небольшом чувашском городе Ядрин на реке Сура. Интервью начал не с ответов, а с вопросов: откуда приехала, где буду ночевать. Ни война, ни трудный послевоенный период, ни годы не сломили его: шутит, улыбается, всегда рад гостям.
В автобиографии он написал, что родился в 1919 году в деревне Большие Абакасы Ядринского уезда Казанской губернии (ныне Ибресинский район Чувашии) "в семье бедного крестьянина". Окончив семилетку, работал "ликвидатором малограмотности" в одной из деревень, в 1936 году поступил в Вурнарский зооветтехникум. Осенью 1939 года его отправили в армию, не дав возможности сдать последний экзамен: отсрочки тогда не давали никому, так как грянула война с Финляндией. Дочь фронтовика Валентина рассказывает, что на деревенских проводах в армию в качестве "посвящения" его пытались заставить закурить: цигарку в рот сунули, но он стиснул зубы и не сделал ни одной затяжки. Больше он никогда сигареты в руки не брал.
Служил Иван Васильевич в конной артиллерии, где ухаживал за лошадьми. К лошадям у него особое отношение: сел в седло еще ребенком. Часто в детстве по ночам пас лошадей, а утром бежал в школу.
"Лошади ведь тоже привыкают к хозяину, уважают его, они очень преданные", — при упоминании любимых животных сразу загорелись глаза ветерана. Лошади были его верными спутниками и на войне: помогали тащить пушки и оружие, перебирались через болота.
"Лошадей он очень любит. Когда в Москву ездил, на ипподром все время ходил. И в Ядрине меня и внука на конные бега водил, говорил, что обязательно должен показать соревнования, про породы рассказывал", — делится Валентина.
…В армии молодого и энергичного бойца, который быстро находил с солдатами общий язык, заприметили командиры и назначили старшиной батареи, с ним бойцы шли "строевым шагом и с песней". Дочь вспоминает, что отец играл на гармони, любил затягивать чувашские, белорусские и украинские народные песни.
По окончании полковой школы получил направление в 167-й артиллерийский полк в Гродно. Город начали бомбить 22 июня 1941 года. Ему поручили взять двоих солдат и бежать за оружием в штаб полка, но тот к тому времени уже бомбили.
Так Иван Васильевич остался один и без оружия, к его возвращению дивизия успела передислоцироваться. Тогда же он увидел первый немецкий истребитель, от которого скрылся в поле высокой ржи. Вывезли его проезжавшие мимо на полуторке солдаты. Запомнилась и первая встреча с предателями, которые дали советским солдатам отравленное молоко и поплатились за это жизнью.
В составе Воронежского и 2-го Украинского фронтов ветеран освобождал города Львов, Тура, Самбор, Дрогобыль, Перемышль и другие. Участвовал в боях на Курской дуге, после чего, признается, вера в победу СССР укрепилась. Он также освобождал Чехословакию, дошел до Германии. В Европе впервые попал в зоопарк, где особенно удивлялся слону: тогда таких диковинных животных даже на картинках в книгах не видел. "Здесь произошел смешной случай. В зоопарке ондатра у одного из солдат пилотку украла. Как обратно в часть возвращаться без пилотки? Отобрали у зверька", — смеется ветеран.
Победу Иван Васильевич встретил в немецком Хемнице. "Все обнимались, целовались и удивлялись, как смогли дожить до конца войны. Я даже не знаю, почему каждый раз живым оставался, ведь рядом постоянно стреляли, бомбили, гибли люди. Наверное, это судьба… Постепенно научился воевать. Просто воевал и все", — говорит Иван Васильевич, считая это не героизмом, а выполнением долга.
"Мне папа рассказывал, что его мама, то есть моя бабушка, была верующим человеком и все время молилась за своих троих сыновей, которые ушли на фронт. Все трое вернулись с войны", — добавляет Валентина Ермолаева.
О бандеровцах на Украине
Ивана демобилизовали в мае 1946 года и направили в Дрогобычскую область Закарпатья на разминирование территорий, где он недолго работал председателем Турковского райсовета Осоавиахима, в том числе боролся с бандеровцами.
Дочь ветерана рассказывает, что отец часто отмечал особенную хлебосольность жителей Белоруссии и Украины, которые пережили оккупацию и готовы были поделиться последним куском хлеба. Врезалась в память одна белорусская женщина, которая отдала солдатам последние припасы, оставшиеся после ухода фашистов, — сушеную рыбу.
"После победы с бендеровцами воевали… С началом СВО папа перестал говорить об Украине, все удивлялся: "Ведь там были хорошие люди, последнее могли отдать, почему так все изменилось? Видимо, не добили мы тогда бандеровцев", — приводит слова отца Валентина.
Председателем — в отстающий колхоз
В Чувашии он продолжил работать по своей специальности — зоотехником, занимался коневодством и развитием животноводства в разных районах республики. Профессию пришлось сменить в 1954 году, когда его перевели из Канаша в родной Ибресинский район инструктором райкома партии.
Примерно в то же время Ермолаев попал в число так называемых тридцатитысячников — передовых работников, направляемых поднимать отстающие колхозы. Среди его характеристик были такие: "в работе энергичен, авторитетом пользуется", "требователен к себе и подчиненным", "организаторскими способностями обладает". Не раз премирован за выполнение госплана и плана развития животноводства.
В 1955-м Ермолаева отправили возглавить колхоз имени Димитрова. Увиденное его поразило: "...лошади худые, истощенные. <...> две из них висят на веревках, пах у этих лошадей проклевали куры. <…> Оказывается, нет фуража для колхозного животноводства, разбазарили".
Первое, что сделал новый председатель, — это уволил завскладом и назначил нового бригадира. Затем заново отстроил конюшню и птичник, стал изучать свиноводство. Уже в том же, 1955 году колхоз получил в награду машину ГАЗ-51 за сверхплановую продажу мяса.
Эксперименты в земледелии
С приходом Ермолаева в колхозе начались смелые земледельческие новации, в том числе десятипольный севооборот (насчитывает до 10−12 полей) и перекрестный сев (для охвата максимального числа ростков солнечными лучами). Перед планированием сева председатель выезжал на все участки, изучал их состояние, совместно с бригадирами и сеяльщиками устанавливал нормы высева.
"Мы наслышаны были, что в Америке получают по 70 центнеров зерна с кукурузы. Я решил, посоветовавшись с членами правления колхоза, вырастить сначала рассаду кукурузы, а потом сажать ее. <…> Початки кукурузы выросли до полной зрелости. <…> И меня направили в Москву на ВДНХ", — вспоминал наш герой.
Научный подход к земледелию, как думают в семье, унаследован от одного из прадедов, который на своем наделе смог осушить болото и организовать мелиоративную систему. "Это позволило получать хороший урожай даже во время засухи. Говорят, что до сих пор в Ибресинском районе сохранилось это место", — рассказывает Валентина.
Выращивать овощи на своем дачном участке отец продолжал до 95 лет. "Бывало, мы гуляли вместе с ним, а он брал веточку дикой яблони с улицы и потом прививал уже в своем саду. Иногда на одной яблоне у нас можно было увидеть несколько разных сортов", — гордится дочь.
В колхозе имени Димитрова он посадил яблоневый сад, организовал полезащитную посадку деревьев вдоль дороги. И имя Иван в роду стало знаковым: внук Иван мечтает стать авиаконструктором.
Отказ от директорских постов
Когда Ермолаев решил жениться, он оставил руководящую должность и стал работать зоотехником в одной из деревень Ядринского района, куда переехал с молодой женой. "Когда я родилась, папе было 52 года, маме — 22. Папа говорит, что как увидел ее, то сразу решил, что она будет его женой, даже выкрасил стены в заготконторе, где руководил, под цвет ее глаз — голубой. Он отказался от директорских постов ради тихой семейной жизни", — рассказывает Валентина.
Но это длилось недолго. Однажды в колхоз приехала первый секретарь райкома. "А как так получилось, что Ермолаев Иван Васильевич в этой деревне сидит? Как это у нас кадры такие спрятались в этом колхозе? Давайте выбирайте, куда поедете руководить", — безапелляционно заявила партработник.
Молодожены выбрали Ядрин — старинный город на Суре. Здесь глава семьи стал директором хлебозавода, до выхода на пенсию руководил Ядринским маслосырзаводом. "В Ядрине многие проходили практику на хлебозаводе, я в том числе. Еще тогда женщины рассказывали, что хотя Иван Васильевич был директором, но если что-то ломалось или требовалась помощь, то он мог засучить рукава и сам пойти, например, тестоделитель починить. На заводе он был своим человеком, близким народу", — вспоминает Валентина.
Зал славы
Долгие годы Ермолаев возглавлял Ядринский районный совет ветеранов, занимался общественной работой. В 2016 году вместе с двумя другими фронтовиками направил открытое письмо в районную газету, поддержав открытие Зала воинской славы в художественно-краеведческом музее Ядрина. "Нас, участников Великой Отечественной войны, в районе осталось мало, но мы хотим, чтобы память о ней сохранилась, чтобы молодые поколения росли патриотами, готовыми защитить свой народ, свою Родину. Поэтому мы первыми вносим свой вклад в это благородное дело", — говорилось в обращении.
Фронтовики выделили личные средства для реставрации. Полное обновление зала было проведено в 2024 году, сейчас он называется Залом воинской славы и памяти. В "фронтовой" фотогалерее есть портрет и Ивана Ермолаева.
По мнению дочери, секрет долголетия отца — в спокойствии, выдержке и оптимизме. "Его поколение очень многое пережило, пройдя войну и восстанавливая народное хозяйство. Их не выводят из себя мелочи жизни, которые порой нам кажутся значимыми, они научились сохранять спокойствие и мудрость. Папа всегда говорит нам, что нужно думать о хорошем, не раскисать, не сдаваться", — делится Валентина.
Кроме того, Иван Васильевич придерживается воинской дисциплины: просыпается, ест и ложится спать в одно и то же время, по струночке заправляет постель. "Если я к нему после ужина прибегу с чем-нибудь вкусненьким, например пиццу испеку или пирог, то отказывается. У него четкий режим, от которого он не отклоняется", — делится дочь.
Даже глава Чувашии Олег Николаев, который в феврале вручил ветерану юбилейную медаль, отметил, что с его бодростью и юмором за ним "не угнаться даже молодым".
Наталия Николаева