Авиакатастрофа поставила крест на использовании Ту-104 в СССР и привела к новым правилам на воздушном транспорте
История рейса и обстоятельства трагедии Ту-104Б, выполнявший рейс по маршруту Москва – Киев – Одесса, потерпел крушение вскоре после взлета из аэропорта Внуково. Самолет, принадлежавший Министерству обороны СССР, должен был перевозить группу высокопоставленных военных. Среди пассажиров находились генералы, офицеры и другие представители командного состава Вооруженных Сил Советского Союза. Взлет проходил в сложных метеоусловиях, однако первоначально никаких признаков неисправности не наблюдалось. Вскоре после отрыва от взлетно-посадочной полосы лайнер начал испытывать неконтролируемые колебания, после чего резко потерял высоту и рухнул недалеко от аэродрома. Вся находившаяся на борту команда и пассажиры погибли мгновенно. Причины катастрофы В ходе расследования было установлено, что катастрофа произошла из-за неправильного распределения центровки воздушного судна. Перегруз самолета в хвостовой части вызвал опасный подъем носа после взлета, что привело к потере управляемости. Основные факторы, способствовавшие трагедии: Перегрузка задней части фюзеляжа – неправильное размещение груза и багажа вызвало сдвиг центра тяжести. Просчеты экипажа – перед взлетом не была проведена тщательная проверка распределения массы, что является важным этапом предполетной подготовки. Отсутствие эффективных систем предупреждения – в те годы системы контроля центровки и автоматические оповещения об опасных отклонениях не были столь развиты. Физический износ самолета – на момент катастрофы Ту-104 уже находился на завершающем этапе эксплуатации и использовался исключительно военными. Последствия катастрофы После трагедии власти СССР инициировали пересмотр правил эксплуатации самолетов Ту-104. Катастрофа стала одной из причин окончательного снятия данной модели с пассажирских рейсов в начале 1980-х годов. Перечень изменений, которые последовали после крушения: усиление контроля за распределением нагрузки на воздушных судах; внедрение новых процедур предполетной подготовки; пересмотр сроков эксплуатации авиалайнеров. Катастрофа 1979 года оказала серьезное влияние на развитие авиационной безопасности в СССР и в дальнейшем привела к введению более строгих норм для всех типов воздушных судов. Память о жертвах катастрофы Гибель 59 человек, среди которых были уважаемые военные деятели, стала большой утратой для Советского Союза. В память о жертвах катастрофы во Внукове установлены мемориальные знаки, а их имена увековечены в различных военных частях. Ранее рассказали, почему в Подмосковье разбился Ан-148. Объяснили, можно ли было избежать катастрофы. Изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 3.1