В "нехорошей квартире" открылась выставка "Другие города Михаила Булгакова"

Выставочный проект под названием "Другие города Михаила Булгакова" объединил творчество представителей разных эпох - знаменитого писателя и нашего современника-художника, главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова.

В "нехорошей квартире" открылась выставка "Другие города Михаила Булгакова"
© Российская Газета

По словам куратора выставки Ивана Назарова, Михаила Булгакова часто называют московским писателем. Несмотря на то что Булгаков родился в Киеве, Москву и местный быт он действительно знал очень хорошо. "Поэтому сначала музей обратился к Сергею Кузнецову с предложением принять участие в совместном выставочном проекте, посвященном облику Москвы, - рассказал Иван Назаров. - Но Сергей Олегович предложил расширить тематику, выйти за границы Москвы. Мы провели дополнительное исследование и в результате получили достаточно широкую выборку разных городов, которые упоминаются в произведениях Михаила Булгакова".

Таких городов оказалось много: Санкт-Петербург, Киев, Константинополь, Тифлис... В некоторых городах сам Булгаков не был, зато в них оказывались его герои. Город для писателя - не просто место действия, он вкладывает в него более глубокое значение. Через эмоции героев, их восприятие он создает для читателя своеобразные города-мифы. Эмоциональному восприятию различных городов мира посвящены и работы Сергея Кузнецова - художника. На новой выставке представлены работы, в которых его арт-путешествия пересекаются с картой биографии и творчества Михаила Булгакова. Большинство работ Кузнецов создал специально для выставки. В результате посетитель погружается в мир Булгакова через впечатление художника от его городов и их образов в текстах писателя.

Посетитель погружается в мир Булгакова через впечатление художника от городов и их образов в текстах писателя

"Мои акварели и рисунки, выбранные для этой выставки, объединяет сдержанная, близкая к монохромной палитра. Размытые очертания как будто всплывают в памяти сквозь пелену времени", - поясняет художник.

Выставка сопровождается историческими пояснениями и цитатами из произведений Булгакова. Например, к картине "Старый Тбилиси. Ущелье Легвтахеви (Инжирное)" приводится комментарий о том, как Булгаков и его первая жена Татьяна Николаевна побывали в Тифлисе и были вынуждены заложить свои обручальные кольца, поскольку в тот момент у них почти не оказалось денег. Впоследствии Булгаков возвращался туда еще не раз. Этот город запечатлен Булгаковым в нескольких произведениях - повести "Записки на манжетах", рассказе "Богема", пьесе "Батум"...

Еще одна интересная история связана с Буэнос-Айресом, городом, в котором Михаил Афанасьевич никогда не был, но часть его героев убегают именно в Аргентину. Комментируя рисунок Кузнецова, Иван Назаров говорит, что "аргентинский след" можно тоже заметить в ряде произведений Булгакова. Например, в одной из сцен фельетона "Чаша жизни" ресторанный оркестр исполняет танго "В далекой знойной Аргентине", популярное в России в начале ХХ века. Кроме того, Буэнос-Айрес, по одной из версий, является местом, где находится доктор N из рассказа "Необыкновенные приключения доктора", а также страдающий герой повести "Тайному другу".

Представлены на выставке и личные вещи писателя: чернильница в виде географического глобуса, перьевая ручка, фотография писателя с Еленой Сергеевной как отождествление темы "Булгаков и его муза". А еще - наиболее известное произведение писателя "Мастер и Маргарита", причем как машинопись с автографом Елены Сергеевны, так и первая публикация первой части романа в журнале "Москва" 1966 года. Диалог двух авторов, развернутый на выставке, позволяет по-новому посмотреть на популярные произведения великого писателя.