Интерактивная фотовыставка прошла в столице Кыргызстана

Уникальная и новаторская для столицы Кыргызстана фотовыставка под названием "Чтобы осталось - поделись" прошла в музее-мастерской Суймонкула Чокморова. Каждый снимок, вошедший в экспозицию, получил собственное звучание - аудиосопровождение. Автором работ выступила студентка 2-го курса Кыргызского государственного университета культуры и искусств Арууке Осмонова-Лобян.

Интерактивная фотовыставка прошла в столице Кыргызстана
© Российская Газета

О проведении подобной выставки, по словам Арууке, она задумывалась еще двенадцать лет назад, работая в Москве. Однако воплотить идею в жизнь судьба позволила только сейчас. В экспозицию вошло более 30 работ - пейзажи Бишкека и его окрестностей, виды Парижа, Вены, Флоренции и Рима, где Арууке побывала в командировке, натюрморты и один-два портрета.

Глядя на выставленные фотографии, невозможно догадаться, что к фотоискусству Арууке некогда пришла от нужды. Об этом она рассказала корреспонденту "РГ".

- Вы, наверное, давно увлекаетесь фотографией?

Арууке Осмонова-Лобян: Фотографией я занимаюсь с 12 лет. Но сначала это было коммерческим проектом. Так получилось, что в семье возникли материальные сложности, нужно было где-то найти деньги на еду и все необходимое. Это был короткий промежуток, который и заставил меня действовать.

Дома лежала старая "мыльница". Я взяла ее в школу, подошла к старшеклассникам и предложила сфотографировать их за 15 сомов. Они стали моими первыми клиентами. Потом я поехала в соседнюю деревню, там просто стучалась в дома и предлагала сделать семейные снимки. Если люди соглашались, фотографировала, записывала в тетрадь, сколько кадров должна им сделать, тут же ехала в ЦУМ в Бишкеке, где распечатывала карточки и отдавала их за определенную плату.

- Не стеснялись ходить по домам и предлагать услуги?

Арууке Осмонова-Лобян: Необходимость была достаточно острой, было не до стеснения. А потом родственница на время взяла мою "мыльницу" и не вернула. На этом мой бизнес закончился, но тяга к фотографированию осталась. Процесс превращения мира в картинку чудесен. А все мы любим чудеса.

- Почему ваша выставка получила такое необычное название?

Арууке Осмонова-Лобян: Суть в том, что есть духовная и материальная вселенные. Материальная - это когда ты отдаешь яблоко человеку, и у тебя его больше не остается. А в духовной, если я, к примеру, поделюсь идеей, то она останется и у меня, и у того, с кем я поделилась. Эти вселенные работают по разным законам.

- Вы специально подыскиваете кадры?

Арууке Осмонова-Лобян: Нет. Иногда, к примеру, еду в автобусе и вижу очень интересную композицию. Тут же выхожу и фотографирую. На сегодня я определила для себя так: мне хочется фиксировать и показывать вещи, которые вызовут вдохновение и положительные эмоции. А вот с социально сложными явлениями, горем или катастрофами я работать не готова.

- Вы учитесь на кинорежиссера. Навыки фотографии вам помогают?

Арууке Осмонова-Лобян: Фотография - основа кинокадра. Перед съемкой режиссеру необходимо выставить форму, свет, цвет. Фотография как раз и помогает понять, где и что не так. Поэтому на первых двух курсах мы активно занимаемся снимками и все фото делаем в черно-белом варианте. При таком формате лучше просматривается композиционная составляющая. Цвет сильно отвлекает. Если человек хорошо научился работать с черно-белыми фотографиями, раскрасить их уже не проблема.

Ключевой вопрос

- Вы уже попробовали себя в качестве кинорежиссера?

Арууке Осмонова-Лобян: Я сняла короткометражный документальный фильм под названием "Жить во все стороны". Он длится пять минут, а рассказывается в нем про людей, которые изготавливают каноэ, а затем уходят на них в научные экспедиции, занимаются греблей или катают желающих по озерам страны. Мой фильм занял третье место на конкурсе "Взгляд" в университете и взял "бронзу" на евразийском конкурсе "Кинопутешествие".