Когда личное — мешает финансовому: как UBS оказался в центре любовного скандала

Личные отношения, переплетенные с управлением деньгами, могут обернуться финансовой катастрофой. В инвестиционной индустрии граница между профессиональным и личным часто размывается: консультанты нередко начинают с продажи продуктов друзьям и родственникам. Такое отсутствие дистанции может втянуть фирмы в семейные конфликты, судебные разбирательства и даже в дела о нарушении законодательства, пишет Bloomberg.

Агентство рассказывает историю, которая подчеркивает эти риски. Американец Ричард Каллман, представитель семьи, владеющей книжным бизнесом в Нью-Йорке, подал в суд на UBS и управляющего активами Айру Уокера. Он утверждает, что тот вступил в отношения с его супругой и помог ей перевести семейный траст в UBS, в результате чего Каллман утратил контроль над средствами, предназначенными для детей. Сумма ущерба, по его словам, составила $275 тысяч. Также он говорит о тяжелом разводе, вынужденном отстранении от бизнеса и эмоциональном выгорании. Теперь он требует $10 млн компенсации.

Компания Каллмана, основанная его дедом 96 лет назад, занимается поставками книг для независимых книжных магазинов, библиотек и аэропортов. Сам Каллман начал работать там в 17 лет и связывал будущее бизнеса со своими детьми. По его версии, его супруга начала жить с Уокером еще до официального развода, а также пользовалась средствами из траста без согласия второго попечителя — самого Каллмана. UBS и Уокер отрицают обвинения и добиваются рассмотрения дела в арбитраже. Уокер утверждает, что действовал строго в рамках полномочий, а транзакции были «надлежащим образом авторизованы» супругой клиента.

История Каллмана — не исключение. По данным Bloomberg, в последние годы крупнейшие игроки рынка, включая Morgan Stanley и JPMorgan, не раз сталкивались с последствиями пересечения личных и профессиональных границ. В 2016 году Morgan Stanley выплатил $34 млн семье клиента после того, как их советница, находившаяся в романтических отношениях с подопечным, была обвинена в несанкционированной торговле. В 2021 году подразделение JPMorgan заплатило $9 млн в рамках компенсации за действия двух сотрудников, управлявших средствами своей 94-летней бабушки.

Как подчеркивает Bloomberg, в США до сих пор отсутствуют четкие нормы, регулирующие личные отношения между финансовыми советниками и клиентами. В отличие от юридической или медицинской профессий, где подобные связи прямо запрещены, в инвестиционной сфере все остается в «серой зоне» — пока дело не дойдёт до суда. “Эта драма высвечивает проблему, которая давно мучает американские финансовые компании: неприятные последствия, когда брокеры или инвестиционные консультанты вступают в личные или интимные отношения со своими клиентами. Несмотря на громкие судебные разбирательства <…> главные регуляторы отрасли не имеют правил, четко устанавливающих границы для связей за пределами офиса”, — говорится в материале издания.

Для сравнения, в правилах профессиональной этики Американской ассоциации юристов указано прямо: адвокат не имеет права вступать в сексуальные отношения с клиентом, поскольку это подрывает его фидуциарные обязательства. В финансовом секторе такой нормы до сих пор нет.