Павел Басинский: Молодой Толстой раздваивается между образами офицера и кутилы
В Москве в Толстовском центре на Пятницкой,12, открылась выставка "Молодой Толстой" - о ранних годах жизни великого писателя и мыслителя, когда он еще не был великим писателем и мыслителем, а тем более учителем мира. Этот Толстой уже Лев (в том числе светский), но еще не Лев Николаевич.
С обывательской точки зрения молодой Толстой раздваивается между двумя образами: боевого офицера (Кавказ, Севастополь) и светского кутилы (Москва, Петербург, заграница). Порох, сражения и карты, кутежи. Этот двойственный образ отчасти верен. И воевал молодой Толстой на двух войнах, и в карты в двух столицах и Баден-Бадене в рулетку играл, и шампанского немало выпил, и к цыганкам на лихаче езживал...
Непонятно только, как из этого обычного артиллерийского поручика получился... Толстой. Традиционно это объясняют его "духовным переворотом", который случился с ним уже в пятидесятилетнем возрасте и надвое разломил его жизнь. Но сам Толстой это определение - "духовный переворот" - не любил и считал, что никакой особой "революции" с ним не произошло. Просто он стал открыто говорить то, что и раньше думал, но не решался сказать. В сущности, он просто стал честен перед самим собой.
Выставка на Пятницкой, где в меблированных комнатах доходного дома купца, текстильного магната и первого монополиста в России Василия Варгина проживал молодой Толстой, выстроена компактно и информативно. Кроме редких подлинных вещей - карты, принадлежавшие Толстому, бумажник молодого писателя, портсигар и мундштук - здесь много фотографий и графики. Здесь можно увидеть, как выглядела первая возлюбленная писателя Валерия Арсеньева, послужившая прототипом романа "Семейное счастье", и его несостоявшаяся невеста - Екатерина Тютчева, дочь великого и особенно любимого Толстым поэта. В оформлении экспозиции также использованы рисунки выдающегося книжного графика Татьяны Толстой и Наталии Толстой - художницы и праправнучки писателя.
Но едва ли не главный элемент выставки - это цитаты из дневника и писем Толстого московского периода его молодости.
"Нездоровится. Гимнастика. Праздность.... Пил вино и лучше. Спал. К Сушковым. Я был глуп. Тютчева положительно не нравится", - дневник от 31 марта 1858 года. Писателю почти 30 лет.
Молодой Толстой будто раздваивается между двумя образами: боевого офицера и светского кутилы
Своему первому биографу Н.Н. Гусеву Толстой признавался, что для молодого человека, соединяющего "образование, хорошее имя и тысяч 10 или 20 доходу", "все гостиные открыты, на каждую невесту он имеет право иметь виды".
"Вечер музыкальный прелесть! Вебер прелесть. Тютчева, Свербеева, Щербатова, Чичерина, Алсуфьева, Ребиндер, я во всех был влюблен", - записывает он в дневнике 25 января 1858-го. На выставке можно увидеть, какие красавицы Москвы нравились писателю.
Огромное значение молодой Толстой придавал физической культуре. Его сосед по Замоскворечью поэт Афанасий Фет вспоминал: "Бывало, если нужно захватить Льва Николаевича во втором часу дня, надо отправляться в гимнастический зал на Большой Дмитровке. Надо было видеть, с каким одушевлением он, одевшись в трико, старался перепрыгнуть через коня, не задевши кожаного, набитого шерстью, конуса...".
В то же время Толстой организовывал камерные концерты на Большой Никитской и написал проект музыкального общества, поделившись этой идеей с братьями Рубинштейнами. На выставке показаны рукопись проекта и нотная запись вальса Толстого, написанного им в молодости. Правда, старшему брату Толстого Николаю часто приходилось иронически подмечать, что писателя нет на музыкальном вечере у Фетов, поскольку "Левочка опять надел фрак и белый галстук и отправился на бал".
Экспозиция рассказывает о литературном окружении писателя, которое составляли Фет, Тургенев, Аксаковы, Боткин, Дружинин, Чичерин, Островский. Философ и историк Б.Н. Чичерин так характеризовал молодого Толстого: "Меня привлекала эта чуткая, восприимчивая, даровитая, нежная, а вместе крепкая натура; это своеобразное сочетание мягкости и силы, которое придавало ему какую-то особенную прелесть и оригинальность".
К.С. Аксаков восклицал: "Странный человек! Молод, что ли, он? Не установился? Иногда идет с ним разговор ладно; он слушает умно и ведет речь разумно; а иногда вдруг упрется, повторяет свои слова и как будто вас не понимает. Кажется, в нем нет еще центра".
Вот каждый день — чуточку лучше. Это и есть лейтмотив дневника молодого Толстого
Вместе с тем Толстой - в поисках семейного счастья. В 1858-м записывает: "Гимнастика. Обед в клубе. Всё это мне скучно, я вырос немножко большой". Через год: "Надо жениться в нынешнем году - или никогда".
В Москве он встречает свою судьбу - Софью Берс, которую знал с детства и которая вместе с семьей жила в Московском Кремле (ее отец был придворным врачом). "Уехать из Москвы не могу, не могу" - так писал Толстой в дневнике в ожидании развязки их отношений. Они обвенчались в 1862 году в церкви Рождества Богородицы в Кремле. Толстой завершил молодой московский жизненный период словами: "Выбор давно сделан. Литература - искусство, педагогика и семья".
Если коротко обозначить путь молодого Толстого, то он при всех его кульбитах удивительно прост. В какой-то момент молодой человек поставил перед собой вроде бы простую задачу: стараться стать лучше, чем он есть. Вот каждый день - чуточку лучше. Это и есть лейтмотив дневника, а вовсе не то, что в нем стараются увидеть в первую очередь - балы, карты, девки и шампанское. В какой-то момент все это показалось Толстому ужасно скучным. Куда более увлекательной стала нравственная работа над самим собой. Да-да, то самое пресловутое "нравственное совершенствование", которое кажется такой банальностью и которое на самом деле есть самое трудное дело в жизни...
Толстой за него взялся.