110 лет исполнилось со дня рождения сталинградского снайпера Василия Зайцева
Он защищал волжскую твердыню и завещал похоронить себя на этой земле. Выполнить волю легендарного снайпера, по учебникам которого военные учатся до сих пор, удалось лишь спустя 15 лет после его смерти.
Во время Сталинградской битвы зародилось советское массовое снайперское движение. Одна из его легенд – Василий Зайцев, удостоенный за подвиги на волжской твердыне звания Героя Советского Союза. 23 марта 2025 года исполнилось 110 лет со дня его рождения.
Из таежной глубинки – на флот
Родился Василий Зайцев в марте 1915 года в селе Еленинка (Еленинское) Полоцкой станицы Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии (ныне – Карталинский район Челябинской области). Его дед и отец были потомственными охотниками-промысловиками.
Неудивительно, что и Василия с младых лет приобщали к охотничьему делу. Лет в 10 дед Андрей подарил ему самодельный охотничий лук. А чуть позже – и настоящую берданку. Вручал торжественно, при всей семье.
«Расходуй патроны экономно, учись стрелять без промаха, – сказал тогда сыну отец, вспомнив свою службу в 8-й гвардейской императорской армии под началом генерала Брусилова. – Это умение может пригодиться не только на охоте за четырехногими...»
Пророческими оказались те слова. Только стал Василий не промысловиком, а военным охотником – самым знаменитым в Сталинградской битве.
В 1931 году 16-летний Зайцев отправился в Магнитогорск, где шла стройка металлургического комбината-гиганта. Здесь окончил вечернюю семилетку – до этого в школу не ходил, грамоте выучила бабушка. А следом – курсы бухгалтеров и стрелковые курсы.
Зимой 1937-го Василия Зайцева призвали в армию. Оказался он во Владивостоке, моряком Тихоокеанского флота. Грамотных тогда не хватало, так что его зачислили писарем артиллерийского отделения.
Начфин стал морпехом
Василию назначение пришлось явно не по душе, ведь хотел познать настоящую военную специальность, а тут... Чего он только не придумывал, чтобы изменить ситуацию. То писал документы корявым почерком, то делал в них грамматические ошибки. Но ничего не помогало.
Тогда он в одном из документов написал нецензурное слово вместо названия какой-то артиллерийской комплектующей. Его непосредственный начальник и однофамилец лейтенант Дмитрий Зайцев не проверил бумагу и отправил ее дальше. Эффект получился, да только совершенно обратный ожиданиям...
Начальника перевели в другую часть с понижением в звании, а Василия отправили из Владивостока в бухту Преображение счетоводом. Но вскоре там он дорос до начальника финансово-экономической части штаба и получил звание старшины 1-й статьи (сержанта по-сухопутному).
С началом Великой Отечественной Зайцев подал по команде 5 рапортов с просьбой отправить его на фронт. Видимо, командиры не хотели отпускать хорошего специалиста. Но все же летом 42-го его зачислили в команду морских пехотинцев.
Добровольцев отправили в Красноуфимск Свердловской области в состав 284-й стрелковой дивизии. Зайцев стал связным 4-й пулеметной роты 2-го стрелкового батальона 1047-го полка. Дивизию отправили под Сталинград.
«За Волгой для нас земли нет»
На левом берегу, напротив города, бойцы провели несколько дней. Моряков готовили к уличным сражениям, обучали рукопашному бою с винтовкой, кинжалом и саперной лопаткой. Здесь они получили новое обмундирование, но оставили себе тельняшки.
В ночь на 22 сентября 1942 года дивизия переправилась на правый берег Волги. В тот же день, с рассветом, 1047-й полк вступил в сражение. Рота, где воевал и Зайцев, выбивала фашистов с нефтебазы, в овраге Долгий и из цеха метизного завода. Василий в тот день обнаружил лаз в токарный цех, в котором находились около 70-ти немцев. Наши бойцы забросали их гранатами.
16 октября Зайцев – первым в полку – получил из рук командарма Василия Чуйкова свою первую фронтовую награду – медаль «За отвагу».
Именно в тот день он сказал фразу, которая потом облетела все фронты и высечена сегодня на стене мемориала на Мамаевом кургане: «Отступать некуда, за Волгой для нас земли нет!»
Буквально на следующий день Зайцев получил в рукопашной схватке ранение в спину немецким штыком – он прошел чуть ниже сердца. Но уже через несколько часов Василий снова был в строю – в тот день он перебил расчет немецкого станкового пулемета.
Легенда Сталинграда
21 октября 1942-го Василию Зайцеву вручили его первую снайперскую винтовку. И уже к 17 декабря в уличных боях за Сталинград он уничтожил 225 немецких солдат и офицеров. Всего же на его официальном боевом счету 242 врага, а неофициально – больше 300.
Мало кто из советских и вообще всех снайперов Второй мировой смог сравниться с Зайцевым по эффективности стрельбы в сложнейших условиях и за столь короткое время.
22 февраля 1943 года младший лейтенант Василий Зайцев был удостоен звания Героя Советского Союза. Об этом он узнал на следующий день, 23 февраля, в Москве: в поликлинике Наркомата обороны он восстанавливался после тяжелого ранения, которое случилось еще в январе. Снайперу грозила потеря зрения, но усилиями врачей глаза удалось спасти.
По его учебникам учатся до сих пор
Кроме личного уничтожения фашистов, велика заслуга Зайцева в организации широкого снайперского движения. За время боев он обучил 28 человек в своем полку.
А еще в ходе боев за Мамаев курган Василий пытался переделать 14,5-мм противотанковое ружье в крупнокалиберную снайперскую винтовку
«Теперь за противотанковое ружье взялся знаменитый сталинградский снайпер Василий Зайцев, – рассказывал писатель Василий Гроссман в своем очерке "Сталинградская армия". – Он приспосабливает к нему оптический прицел со снайперской винтовки, хочет разрушать немецкие пулеметные точки, всаживая пулю в саму бойницу. И я уверен, что он добьется своего».
И наверняка бы смог – но помешало то самое январское тяжелое ранение. А первые крупнокалиберные снайперские винтовки, кстати, появились только в начале 80-х годов.
В книге своих воспоминаний «За Волгой для нас земли не было» Зайцев рассказал о встречах в Москве, в Генеральном штабе, в феврале 1943 года:
«И вот Генштаб, – писал прославленный воин. – Тут я познакомился с известными снайперами Владимиром Пчелинцевым, Людмилой Павлюченко и Григорием Гореликом. Нас принял генерал-полковник Щаденко...»
Ефим Щаденко был заместителем Наркома обороны СССР – начальником Главного управления формирования и укомплектования войск Красной армии. Во время Сталинградской битвы он входил в Военсовет Южного фронта.
По словам Зайцева, обмен опытом снайперской тактики начался без особых предисловий. Разговорились так, что не заметили, когда наступила ночь. Лишь в третьем часу генерал-лейтенант Григорий Морозов попытался сделать обобщение.
«Ему понравились мои примеры из опыта группового выхода снайперов на огневые позиции, – рассказывал Зайцев. – Однако он считал, что в моих предложениях еще не все продумано, и поэтому было решено перенести разговор на следующий день...»
Григорий Морозов был одним из основоположников снайперского дела в СССР. Им разработан ряд наставлений и методических пособий, создана эффективная система подготовки кадров и обучения командного состава. Благодаря вниманию и помощи Морозова фронтовые находки и наработки Василия Зайцева стали двумя учебниками для подготовки снайперов.
А знаменитый придуманный Зайцевым прием охоты «шестерками» – когда одну и ту же зону боя перекрывают огнем 3 пары снайперов, стрелки и наблюдатели – применяется и в наше время. Кстати, по учебникам, написанным Василием Зайцевым, военные учатся до сих пор.
Перезахоронен на Мамаевом кургане
После выздоровления Василий Зайцев вернулся обратно в свою дивизию – она стала уже 79-й гвардейской. Руководил снайперской школой, дослужился до звания старшего лейтенанта. Но рвался на передовую. В конце концов, стал командиром отделения зенитно-пулеметной роты. Ее расчеты защищали авангардные подразделения от авиации и время от времени вступали в бой с пехотой и бронемашинами противника. Отличилась рота при освобождении Одессы.
В мае 1944-го на плацдарме в районе села Пугачены капитан Зайцев поднял свою роту в атаку и отбросил противника. В этой схватке он лично уничтожил 18 гитлеровцев, но и сам был тяжело ранен.
После лечения вернулся в строй, но раны сразу дали о себе знать. Победу сталинградский снайпер встретил на излечении в Киеве. Здесь он и остался жить после войны.
Не стало Василия Григорьевича Зайцева 15 декабря 1991 года. Похоронили его в Киеве, хотя он завещал упокоить себя на Сталинградской земле.
Выполнить волю героя удалось лишь в 2006-м: 31 декабря прах легендарного героя Сталинградской битвы был торжественно, со всеми воинскими почестями перезахоронен на Мамаевом кургане.