Вице-мэр Анапы Воронов: Я не сомневаюсь, что этот сезон состоится

В Анапе по-летнему теплая погода. Спокойное море. По берегу гуляют местные жители и курортники. Некоторые пытаются кусочками хлеба подкормить лебедей, плавающих у берега. Те не боятся и охотно принимают угощение и позируют перед фотокамерами.

Вице-мэр Анапы Воронов: Я не сомневаюсь, что этот сезон состоится
© Российская Газета

На внедорожнике вице-мэра едем вдоль берега. И бросается в глаза, что таким чистым песок на пляжах здесь никогда не был.

- Каждый день в семь утра мониторинговые группы докладывают о результатах обследования береговой линии, - рассказывает вице-мэр Анапы Виталий Воронов. - С учетом соседнего Темрюкского района это 47 километров. В случае обнаружения новых выбросов тут же направляются силы и средства для их ликвидации. Очисткой песка занимаются 15 сконструированных по нашим чертежам и оперативно изготовленных на нашем кубанском предприятии сеялок. Производительность каждой из них - до четырех гектаров в час. Песок у нас уникальный, и мы его бережем и очищаем с помощью самых современных технологий.

Здесь благодарны ученым МГУ, института нефти и газа им. Губкина и других ведущих научных центров страны, предложивших свои разработки. Очищают песок в несколько этапов. Сначала одной сеялкой проходят, потом другой... и так поднимают пласты до 70 сантиметров.

На всем протяжении пляжей покрытые сетями полутораметровые валы, которые предложили использовать ученые из Сколковского института. В сетях остаются крупные мазутные фракции, выносимые штормом.

Но первый барьер для мазута - полипропиленовая сеть, скрученная в жгут и уложенная на берегу. Она задерживает выброс мазута при небольшой волне. Первое время сети приходилось менять часто, а теперь они, как и сети на валах, остаются практически чистыми.

Ближе к морскому порту, возле которого заканчиваются песчаные пляжи и начинается каменистый берег, явственно ощущаем мазутный запах. Выясняем, он идет от камней, которые с помощью подаваемой под напором горячей воды отмывают от мазута. Этим занимаются сотрудники МЧС, облаченные в прорезиненные костюмы. На лице респираторы, в руках шланги. Перед началом "мойки" вдоль побережья установили боновые ограждения, а на поверхности воды распределили впитывающий мазут сорбент. Замначальника пресс-службы краевого управления ГУ МЧС Виктор Зимин поясняет, что предстоит очистить еще четыре каменистых участка.

Но основная работа по очистке мазута сегодня лежит на водолазах. На дне моря его тысячи тонн. Для его сбора используют пожарные мотопомпы. Если в начале месяца ими было оборудовано два судна , то сейчас шесть. Но и здесь не обходится без участия водолазов. Они работают под водой, пока позволяет ресурс кислородных баллонов. Но и вручную, по словам Виктора Зимина, водолазы собрали на дне более трех с половиной тысяч мешков.

В планах мэрии Анапы с 15 апреля начать размещение на берегу основной пляжной инфраструктуры. "Я не сомневаюсь, - замечает вице-мэр Анапы Виталий Воронов, - что этот сезон в Анапе состоится. Пляжи теперь практически со стерильным песком, чистое море, в котором плавают дельфины и белые лебеди... Ждем гостей".

Основная работа по сбору мазута сегодня лежит на водолазах. На дне моря его тонны

Впрочем, солнце светит все ярче, вода становится теплее... И насколько эффективными были меры по сбору мазута, покажут весенние штормы.

Тем временем

Для подъема затонувших обломков танкеров "Волгонефть-212" и "Волгонефть-234" разработана уникальная операция, не имеющая аналогов в мире. Вокруг трех фрагментов, которые лежат на глубине около 20 метров, построят защитные сооружения - коффердамы. Это своего рода металлические саркофаги, которые защитят корпуса от штормов и позволят выполнить необходимые работы. Прежде чем поднимать суда, из них необходимо откачать мазут - почти четыре тысячи тонн.

Как пояснили "РГ" эксперты, участвовавшие в подъеме судов у побережья Крыма, проводить такие работы вместе с грузом топлива - большой риск. Обшивка корпуса может не выдержать, мазут окажется в море, экологическая катастрофа будет еще масштабней. Нужно загерметизировать все отверстия и по возможности произвести откачку. И потом уже поднимать суда при помощи понтонов, откачав из них воздух. Даже если при этом часть мазута окажется в воде, коффердамы не дадут ему распространиться по акватории. По оценке Минтранса РФ, работы продлятся до 2026 года.

Подготовила Юлия Крымова