Подвиг коренных малочисленных народов Севера в годы Великой Отечественной войны. Личные истории героев

Министерство обороны России на этой неделе опубликовало новые документы, рассказывающие о подвигах национальных дивизий в годы Великой Отечественной войны. Всего в Советском Союзе было сформировано 66 таких соединений из Прибалтики, Центральной Азии и республик Кавказа. Обозреватель «МИР 24 Анна Деркач рассказ о национальных дивизиях Красной Армии начинает с малочисленных коренных народов Севера о тех, кого не призывали в армию, но они шли воевать добровольцами.

Знаменитый образ Семена Номоконова. В шинели, орденах и с «трубкой смерти. Так ее называли нацисты. Ведь на трубке отметки о количестве убитых. Точки солдаты. Крестики офицеры. И таких отметок на нескольких трубках Номоконова 368 штук.

Однажды Семену Номоконову пришло письмо из Гамбурга. В нем женщина задавалась вопросом: «Может, на трубке этого снайпера есть отметка и о ее сыне? Семен Номоконов ответил так: «Вполне возможно, уважаемая женщина. Не запомнил всех грабителей и убийц, которые пришли с войной и оказались на мушке моей винтовки.Трехлинейная винтовка Мосина его верная подруга всю войну. Цель снайпер поражал даже с километра. Номоконов рос в тайге и еще в детском возрасте считался заправским охотником.15 августа 1942 года газета «Правда писала: «Сын забайкальской тайги Семен Номоконов прирожденный охотник. У себя на родине он бил белку в левый глаз с одного выстрела, гонял медведя и слыл среди земляков-тунгусов отважным ловцом зверя.

СеменНомоконов из хамниган. Забайкальский субэтнос. Потомки дауров, бурят и эвенков. Малочисленный народ. На фронт таких не призывали. Русским не владел, плюс староват для призыва, ему уже 40. Пошел добровольцем, убавив два года.

«Сначала он был сапером, затем работал в госпитале, в том числе создавал костыли для раненых. И однажды, когда он вытаскивал с поля боя тело раненого солдата, он метким выстрелом успел поразить врага до того, как немец выстрелил.

Один из убитых был генерал из Берлина. Немецкая разведка доложила: на стороне русских орудует шаман. Со стороны и впрямь казалось, что знается снайпер с нечистой силой: на ногах бесшумные бродни из конского волоса, при себе осколки зеркал, рогатины, палки и шнуры. В искусстве маскировки Номоконову равных не было.

«Допустим, он сидит за небольшой какой-то насыпью, на рогатине поднимает шлем и веревочками им управляет. Таким образом, внимание немцев привлекал, они стреляли, свою позицию выдавали, а Семен Данилович уничтожал сразу противника, рассказал Алексей Полухин.

Воевал Семен Данилович в составе пяти фронтов. На Валдайских высотах, Карельском перешейке, Украине, в Литве, Восточной Пруссии, затем в Маньчжурии. Везде на «шамана вели охоту. В результате восемь ранений, две контузии. Потом вернулся в родной край, работал в совхозе. О войне не любил рассказывать даже детям.

«Начинаем спрашивать, он всегда говорит: «Да это война, так, все. Это не вам. А когда мы повзрослели уже, родителей не стало. Схватились, а сильно ничего не знаем. Только по книгам, по рассказам, старики что-нибудь рассказывали.

Каждый десятый снайпер на войне представитель малочисленных народов. Меткость в них заложена самой природой. Герой Сталинграда Максим Пассар с детства занимался традиционным промыслом нанайцев охотой на пушного зверя.

«Чтобы не портить шкурки, меткий должен быть стрелок. Эти все навыки в период Второй мировой войны у наших снайперов проявились. И коренные народы этим отвечали.

За его голову Германия назначила награду: 100 тысяч рейхсмарок. Столько, к примеру, стоил целый истребитель Мессершмитт 109. Один Пассар наносил такой урон немецкой армии, что германское командование уговаривало его сдаться в плен.

«Были листовки, адресованные персонально Пассару, где его приглашали сдаваться. Обещали ему буквально золотые горы, если он согласится.

На фронт Максим пошел добровольно, едва исполнилось 18. Первое взрослое задание в битве за Москву. Проверяющий из советского генштаба при осмотре окопов был убит немецким снайпером. Ликвидировать неприятеля поручили юному нанайцу.

«Полдня ему понадобилось, чтобы заметить шевеление ветки на похожем дереве в 300 метрах. Ему удалось вычислить немецкого снайпера и убить его одним-единственным выстрелом из винтовки Мосина, рассказал Михаил Терехов.

В его военной биографии немало эпических моментов. Взять хотя бы двухнедельное противостояние в Донских степях. Предки семьи Пассара из нанайского племени «Красные волки, у которых генетическая склонность видеть в темноте.

«Он часто стрелял по немцам тогда, когда они не ожидали вообще снайперской активности. Это были или утренние сумерки, или вечерние сумерки, когда для работы снайпера по-хорошему было слишком темно. Но не для Пассара, потому что он в темноте прекрасно ориентировался, отметил Михаил Терехов.

На счету Пассара 237 немецких солдат и офицеров. Большинство подстрелил в Сталинградской битве. На ее исходе в бою за село Песчанка Максим уничтожил вражеские пулеметы, чем обеспечил успешное наступление. Во время атаки погиб сам. 19-летний снайпер похоронен в братской могиле в Волгоградской области. В 2010 году жители Хабаровского края добились присвоения своему земляку звания Героя России посмертно.

Агитплакат времен войны. Глядя на Пассара, молодежь рвется на передовую. Малочисленные народы Советского Союза отправили на фронт 270 тысяч добровольцев. Именно эти, часто малограмотные люди, сорвали замысел плана «Барбаросса в кратчайшие сроки захватить единственный незамерзающий северный порт Мурманск, а затем и весь Кольский полуостров.

«В горах же война. Снег, морозы, горы, нет дорог. Все фронты по ущельям. Это совершенно иначе, чем в средней части России, например.

В ноябре 1941 года Государственный комитет обороны принял секретное постановление: провести мобилизацию оленей, оленьих упряжек и каюров. До места назначения — Архангельской области они шли своим ходом в условиях зимы и полярной ночи. Несколько сотен километров.

«Даже с семьями некоторые шли, оленя надо было где-то выпасать. А национальная одежда такая, что человек может в сугробе жить: спать, воевать, имея какой-то запас сухой пищи, рассказал Григорий Ледков.

Северяне, как и их олени, приспособлены к самым экстремальным условиям. Плюс всегда вооружены. Поясной «якутский нож с собой при любых обстоятельствах. С ним ходили и на охоту, и в разведку, и за языками.

Из ездовых получилось 12 лыжных оленьих батальонов. Бойцы звали их «арктическими танками. Рогатые шли там, где не мог пройти ни один транспорт. На оленях с поля боя вывезли больше 10 тысяч раненых и доставили красноармейцам 17 тысяч тонн боеприпасов.

«Олень подножным кормом питается. Это ягель, такое маленькое растение в горах, олень сам его добудет. Он вместо воды снег поест. Не надо ему конюшню, не надо укрывать ничем, пояснил Григорий Ледков.

Памятник бойцу-оленеводу в Нарьян-Маре. Каждый третий из них не вернулся с фронта. Потери среди других малочисленных народов тоже звучат чудовищно. Орочи потеряли половину своих фронтовиков. У хорских и бикинских удэгейцев погиб каждый третий. Две трети ушедших на фронт нанайцев не вернулись с полей сражений. Амурское село Булава отправило на фронт 43 ульча. Из них навсегда остались в строю 16. Их имена теперь вписаны в историю. На войне стать героем значит жить вечно.