Что такое спасение, когда оно начинается?

Преподобная Мария родилась в Египте в середине V века. В 13 лет ушла из дома в Александрию, где проводила сладострастную жизнь. Через семнадцать лет она с группой паломников поехала в Иерусалим, но не на поклонение Честному Кресту Господню, а чтобы больше «предаваться разврату». Прибыв в Святой Город, она пыталась несколько раз войти в храм Гроба Господня, но некая сила не допускала ее. И только после раскаяния в своих грехах, преподобная смогла войти в храм и приложиться к Животворящему Кресту. Там она услышала голос, направлявший ее за Иордан, где может спастись.

Что такое спасение, когда оно начинается?
© Вечерняя Москва

Господь указал преподобной Марии путь ко спасению, и она прошла его, став великой святой Христианства.

Путь для спасения, который должен пройти человек, есть у каждого. Само спасение — это обожение. Это — процесс соединения с Богом. Это — не единичное дело, а движение на всю жизнь. Часто у людей складывается впечатление, что спасение начинается после смерти: мол, на земле поживу в свое удовольствие, а ближе к старости, перед смертью — покаюсь.

Но зададимся вопросом: от чего нам надо спасаться? В первую очередь спасаться нужно от грехов, которые живут в нас. И начинается это спасение тогда, когда человек осознает, что он грешен, увидит неправду в себе. Это и есть начало его спасения, потому что, пока человек не осознает, что он согрешил, то не покается и не получит исцеления. Это как с болезнью тела. Пока не почувствуешь, что болен, не пойдешь к врачу, и пока врач не установит диагноз, не будет назначено лечение. А без прохождения курса лечения не излечить болезнь.

Можно привести много примеров из медицинской практики, когда задержка в обращении к врачу приводит к серьезным последствиям. Например, сколько людей болеют раком, не зная об этом, а когда узнают, становится слишком поздно, чтобы им чем-то помочь. Так же и со спасением: чем раньше будет поставлен духовный диагноз, тем лучше будет для человека. Можно сказать, что диагноз у нас у всех один и тот же: мы все потомки Адама и Евы и все подвержены влиянию греховных страстей, и каждый нуждается в рекомендациях специалиста‑священника.

Разница между людьми только в том, что кто-то это видит в себе, кто-то не видит. Кто-то борется со своими страстями и грехами, а кто-то пытается оправдать себя и говорит: тяжелых грехов у меня нет, я никого не убил, никого не ограбил, супругу (или супруге) не изменяю. А в остальном — все по мелочи, все так же, как у всех.

Но это — недостаточное оправдание. Почему? А давайте сравним один большой камень, который весит килограмм 50‑60 и мешок такого же веса со множеством маленьких камешков. Какой груз будет меньше давить на человека? Тяжесть будет одинаковой. Чтобы освободиться от груза греха надо покаяться, т.е. не просто назвать грех, а осознать свою вину в его совершении: с кем поссорился, кого обидел, про кого недоброе слово сказал, что присвоил себе, кого в беде не поддержал и т.д. Откладывая покаяние, мы можем забыть содеянные нами грехи, и они будут давить на нас грузом. Грехи разные, их много, и они разрушают связь человека с Богом, а чтобы эту связь постоянно поддерживать Господь установил Таинства исповеди и Причащения, и через участие в них человек очищается и воссоединяется с Богом. Это и есть путь созидания спасения на земле.

Не после смерти человек входит в Царство Божие или в ад. Это — заблуждение. И, соответственно, спасение начинается не после смерти. На самом деле ад и рай, как состояние души, проявляются уже во время земной жизни человека. И спасение также начинает совершаться в земной жизни. Земная жизнь как раз и дана для того, чтобы увидеть себя, покаяться, начать исправляться.