Корреспондент "РГ" побывала в кернохранилище Ханты-Мансийска
В столице самого нефтедобывающего региона России работает одна из восьми государственных "геологических библиотек" - за Уральскими горами она единственная, а по объему накопленных специализированных "фондов" в числе самых больших в стране.
В книжной библиотеке - книжки, в геологической - керн. Это образцы пород цилиндрической формы разного диаметра, которые извлекают при бурении скважин. Для обывателя это просто огромный камень - в хозяйстве пригодится капусту придавить. А для ученого - настоящая кардиограмма Земли, указывающая, где именно в будущем надо искать углеводороды, чтобы зря не тратиться на дорогостоящие исследования.
"Камни" на стеллажах хранят бережно, если не сказать нежно. У каждого есть адрес для выдачи по запросу - точь-в-точь как у томика на библиотечной полке есть персональный формуляр. Корреспондент "РГ" вместе с Михаилом Яковлевым, замдиректора Научно-аналитического центра рационального недропользования имени В.И. Шпильмана, обошла не только хранилище, но и научно-исследовательские лаборатории, где с керном и жидкими фракциями чего только не делают. На изотопы, например, раскладывают.
Заглянуть внутрь, кстати, может каждый житель или гость северного города - учреждение не первый год развивает промышленный туризм и открыто для любознательных.
С миру по керну
Центр организовали в девяностые годы. Тогда и задумали построить кернохранилище. В 2003-м его ввели в эксплуатацию, чтобы спасать "каменные материалы" из приказавших долго жить профильных учреждений. Работа по спасению шла четыре года: керн везли из Сургута, Нижневартовска, Саранпауля, Хальмер-Ю. Так росла и множилась уникальная коллекция.
- Площадь хранилища 3,6 тысячи квадратов - это 960 тысяч погонных метров образцов породы. На данный момент оно заполнено только на 30 процентов. На входе висит неприметная для гостей, но важная для нас схема с кодировками по блокам, рядам, секциям, ярусам - из этих данных собирается общий адрес длинной 14-килограммовой коробки с керном. "Кусочки" в каждой выкладываются по глубине скважины от забоя до поверхности земли. Сюда, как в библиотеку, обращаются специалисты за материалом для исследований, - рассказывает Яковлев.
На экскурсиях показывают лишь часть хранилища, в рабочую зону не пускают - это действующий объект. Но защитные каски надевать обязательно надо и держаться рядом с сотрудниками центра, не самовольничать. Чтобы у образцов сохранились параметры, влажность и температуру поддерживают круглый год на определенном уровне. В коллекции хранится керн с 60-х годов, когда началось освоение Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции. Есть и недавно извлеченные образцы - ведь добыча не останавливается ни на день. Заместитель директора поясняет, что как только поступает "новичок", с ним начинают работать в зависимости от технического задания. Могут две трети отпилить для лабораторий, но одну треть обязательно следует отправить на хранение - она неприкосновенна.
Керн для ученого - настоящая кардиограмма Земли. У каждого камня есть адрес - точь-в-точь как персональный формуляр для книг в библиотеке
Миллионы лет перед глазами
Огромное количество коробок на десятиметровых стеллажах любопытны прежде всего отраслевикам, а вот туристам примерно с десятилетнего возраста будет интересна демонстрационная экспозиция, где по геологическому времени в длину разложены три разных скважины - от палеозоя до наших дней.
- Идя вдоль экспозиции, от стойки к стойке, мы словно "проживаем" миллионы лет. Керн показывает, что происходило с Землей в тот или иной период, какие геологические потрясения ее настигали. Вот видите, песчаник, значит, тогда тут было море. А на этом образце видны прожилки углистого детрита - корни растений. Значит, было болото. Это все Триасовый период. Справа от него - Юрский. Как много угля! Это говорит о большом количестве органики. Прямо рассвет: папоротники, планктон. Чем ближе к поверхности земли, тем порода не такая цементированная и можно разглядеть остатки фауны, - достает из секции образцы экскурсовод.
- Михаил Сергеевич, а можно ли подсчитать, сколько углеводородов осталось в земле? А то на протяжении последних 20 лет мы только и слышим, что "на полвека хватит".
- Для этого надо понимать: сколько там всего хранится, а мы знаем лишь в пределах изученности. Но неизведанного очень много. На территории округа сейчас открыто 482 месторождения, из них в разработке примерно 280. В январе нынешнего года Югра добыла 13-миллиардную тонну нефти. А сколько еще впереди?!
Отпечаток руки нефтью
В лабораторной части комплекса суета день-деньской: по запросу заказчиков ученые достают старенькие образцы керна из определенных скважин. Инструментарий меняется. С каждого кусочка можно будет получить дополнительную, еще более совершенную информацию. Вот поэтому в "геологической библиотеке" как зеницу берегут каждую коробку, каждый камень в ней! Конечно, "препарируют" и новые цилиндрики.
Геологи-седиментологи определяют, как миллионами лет залегали пласты. А петрографы намечают, откуда отобрать участок керна для подробного анализа. Кусочек образца они наклеивают на стекло и дотачивают до 30 микрон - получается шлиф, тоненький срез для изучения под микроскопом: так смотрят, какими минералами сложена порода, оценивают ее структурно-тектонические особенности и пустотное пространство. Когда специалисты проецируют эти данные на огромную площадь, то представляют динамику геологических процессов. Таким образом тоже множится и копится огромная база данных.
В специальной "фотозоне" с помощью экспресс-анализа гостям демонстрируют, где может прятаться нефть. Дело в том, что органика в ультрафиолете флуоресцирует. Подсветили пару образцов, заметили вкрапления - вот она, родимая, притаилась. В другой лаборатории в томографе выясняют внутреннюю структуру породы: серый цвет - сама и есть, зеленый - пустоты. Можно просчитать пористость и проницаемость. Можно добиться "созревания" углеводорода. Кстати, в комплексе работают не только с твердой формой, но и с пластовым флюидом, то есть водой, газом, конденсатом...
Здесь же предлагается легкий интерактив: можно сделать отпечаток своей руки нефтью. Вообще можно все то, чего в каком-нибудь музее, конечно, делать нельзя, а тут не возбраняется. Потрогать, понюхать разные колбочки.
...Первую экскурсию заведующая лабораторией по сбору, обработке, хранению керна и шлама Ольга Латыпова провела когда-то давно для класса сына. Что такое "промтуризм", тогда никто не знал - просто хотелось рассказать детям о важном. Прошло два десятилетия: комплекс принял больше 10 тысяч посетителей. А сегодня наблюдается настоящий скачок интереса к нашей подземной кладовой: в разы!
- Геология - это не про мертвые процессы. Это про динамику развития Земли, про ее мощь и возможности. Иногда нам задают вопрос: сколько стоит коллекция керна из нашего хранилища? Но чаще спрашивают все-таки о другом: какие открытия нам еще предстоят? - говорят сотрудники центра.