Тошка, Родриго Матео, Герой Советского Союза. Жизнь и гибель летчика Анатолия Серова

От Тошки до Родриго Матео

Тошка, Родриго Матео, Герой Советского Союза. Жизнь и гибель летчика Анатолия Серова
© ТАСС

Гражданская война в Испании. Республиканское правительство борется с националистами, которых поддерживают фашистские Германия и Италия, стремится подавить мятеж. На его стороне воюют добровольцы-антифашисты из разных стран, прежде всего из Советского Союза.

15 октября 1937 года. Ранним утром две эскадрильи республиканцев атакуют аэродром Гарапинильос пулеметами и мелкими бомбами. Еще четыре эскадрильи их прикрывают. Результат — ущерб аэродромному хозяйству, подавленные зенитные батареи и взорванные склады боеприпасов. А главное — националисты признают потерю 12 самолетов и повреждения примерно такого же числа машин. Это было первое в истории авиации применение истребителей для уничтожения вражеских самолетов на земле. Одной эскадрильей, атаковавшей националистов, командовал мастер высшего пилотажа, советский летчик Анатолий Серов. На тот момент ему было 27 лет.

В детстве будущего героя называли Тошкой. Он рос в рабочем поселке в Пермской губернии и был старшим из семерых детей потомственного шахтера-рудокопа. Однажды спас младшего брата из-под копыт мчащихся во весь опор лошадей. В другой раз "полетел" с крыши бани на самодельных крыльях — в результате получил синяки и повредил ногу. Пытался бежать в Америку на импровизированном воздушном шаре, увлекался футболом и лыжным спортом, даже как-то участвовал в длительном (около 350 км) лыжном пробеге из Надеждинска в Свердловск в сильную стужу.

Семья несколько раз переезжала. Окончив семилетку, Анатолий продолжил обучение в школе при металлургическом заводе в Надеждинске, получил профессию, мог стать сталеваром. Но понял, что по-настоящему мечтает летать. Едва успев вступить в комсомол, молодой рабочий подал заявление с просьбой направить его для обучения в летную школу. Медицинская комиссия показала — "годен без ограничений", экзамены были сданы успешно, и в мае 1929 года Анатолий стал курсантом 1-й Объединенной теоретической школы летчиков и авиатехников в Вольске, а затем обучался в Оренбургской летной школе.

После начала службы карьера Серова быстро пошла в гору. Его лидерские качества заметило начальство 1-й истребительной авиаэскадрильи, дислоцированной под Ленинградом. Старший летчик, командир звена. В августе 1933-го переведен на Дальний Восток, где он освоил биплан И-5. По словам коллег, он пилотировал "отчаянно, горячо, напористо" и научился метко стрелять. После первомайского парада 1935 года Серов загорелся идеей заслужить право войти в состав пилотажной группы "Красная пятерка", созданной по приказу наркома Клима Ворошилова.

Затем уже старшего лейтенанта Серова приняли на учебу в Военно-воздушную академию им. проф. Н.Е. Жуковского. А после первого курса объявили благодарность и направили для дальнейшей службы в Научно-испытательный институт ВВС РККА на должность летчика-испытателя. За короткий срок он принял участие в контрольных испытаниях четырех типов истребителей и двух специальных работах, связанных с боевым применением истребителя И-15, на котором ему вскоре пришлось воевать. В начале 1937 года командование НИИ ВВС направило его, командира звена, "в специальную командировку" — в Испанию. Там его знали под именем Родриго Матео.

В испанском небе

В то время тактика боя существенно отличалась от той, какой она станет в годы Великой Отечественной. Хорошая маневренность считалась столь же важным показателем истребителя, как и высокая скорость полета. Поэтому бипланы И-15 массово выпускались наравне со скоростными И-16. В Испании их звали соответственно "чатос" и "москас" ("курносые" и "мушки").

Командиры пытались организовать их взаимодействие в ближнем бою. А основными противниками первое время в испанском небе были итальянские бипланы Fiat CR.32. В этих условиях специальная подготовка Серова, хорошая выносливость и умение выдержать большие перегрузки, "переманеврировать" противника оказались востребованы. 

Анатолий Серов прибыл в Испанию 14 июня 1937 года в составе второй группы советских добровольцев, возглавляемой Иваном Еременко. Участник предыдущей группы, лейтенант Георгий Захаров, высказал уверенность, что их сменщики "смогут избежать многих промахов и ошибок, которые мы допускали на первых порах, достигнут большего, чем мы, ведь начинают не с нуля". Его правота подтвердилась 6 июля в ходе блестяще проведенного воздушного боя над Мадридом с итальянскими "фиатами". Тогда, по воспоминаниям летчика Михаила Якушина, группа уже возвращалась на свой аэродром — и заметила самолеты мятежников. Они имели преимущество в высоте, находились со стороны солнца, а главное — были уверены, что остались незамеченными. Это и был их главный просчет. Начался бой.

Противник признал гибель двух летчиков, а также трех самолетов наверняка и еще двух подбитыми. Анатолий Серов в том бою стал самым результативным: ему на счет записали две личные победы.

Тем временем командование республиканцев беспокоили ночные и до некоторых пор безнаказанные налеты немецких и итальянских бомбардировщиков. Старший лейтенант Серов добился разрешения ему и нескольким подготовленным летчикам вылетать не только днем, но и ночью. Хотя инициатива не сразу нашла поддержку — истребителей не хватало и для дневной работы, а аэродромы оказались мало подготовлены для ночных взлетов и посадок. К тому же противник в ходе одного из налетов разбил аэродромный прожектор. Но Анатолий Серов сумел убедить командование.

В ночь на 26 июля он атаковал в лучах прожекторов "юнкерс-52", который энергично отстреливался. Затем смог незаметно приблизиться к другому на близкое расстояние, и после трех метких очередей почти в упор ночной бомбардировщик вспыхнул и стал падать. Четыре немца выпрыгнули с парашютами, и их взяли в плен.

В азарте боя Серов начал преследовать еще одного врага, но тут заметил, что горючее в баке на исходе, а он уже далеко от своего аэродрома. Все же летчик смог перетянуть через линию фронта, приземлился в поле, раздобыл бензин в какой-то танковой части, заправил истребитель и до рассвета вернулся домой. Это был один из первых результативных ночных боев в истории отечественной авиации.

Полковник Серов, Герой Советского Союза

В марте 1938 года Анатолий Серов был удостоен звания Героя Советского Союза и ордена Ленина — "за выполнение специального задания Советского правительства" и уничтожение восьми неприятельских самолетов при 150 боевых вылетах. Ранее летчика, назначенного командиром группы И-15, наградили двумя орденами Красного Знамени.

Минуя несколько ступеней, Серову присвоили звание полковника. В начале лета он стал руководителем Главной летной инспекции ВВС РККА. Летчика часто приглашали на торжественные приемы в Кремль, Иосиф Сталин внимательно следил за карьерой перспективного аса, ставшего его любимцем. А в 1938 году сбылась мечта Серова: дважды — 18 августа над Тушино и 7 ноября над Красной площадью — он возглавлял пилотажную группу "Красная пятерка".

На вечеринке в Москве он познакомился с молодой актрисой Валентиной Половиковой — пригласил танцевать танго, на следующий день пришел на ее спектакль и почти сразу сделал предложение. Они поженились через неделю после знакомства. Эту актрису мы помним как Валентину Серову, знаменитую блондинку, потом жену поэта и писателя Константина Симонова, звезду экранов и одну из самых привлекательных советских женщин того времени.

Вскоре после свадьбы пара стала ждать рождения первенца, которого в честь отца назовут Анатолием. А Серов в 1939 году поступил на Курсы усовершенствования командного состава при Военной академии Генерального штаба. Но проучился недолго. И сына своего он так и не увидел.

Гибель и память

Анатолий Серов не раз выходил из неравных воздушных боев без единой царапины. А погиб при выполнении учебного полета.

11 мая 1939 года — ровно год спустя после свадьбы — Серов был на тренировке под Рязанью. С ним была летчик, Герой Советского Союза Полина Осипенко. Они выполняли полет на УТИ-4 — двухместном тренировочном варианте истребителя И-16 с закрытой кабиной. Неожиданно машина сорвалась в штопор с малой высоты и разбилась. Анатолий Серов и Полина Осипенко погибли. Ему было 29, ей — 33.

Существует версия, будто между погибшими героями накануне пробежала "черная кошка". Вечером Серов и Осипенко с друзьями-летчиками смотрели в кинотеатре "Ударник" фильм "Девушка с характером" с Валентиной в главной роли, а после сеанса оба стали друг друга подкалывать. Особенно старалась Полина, стремясь вызвать у Анатолия ревность, вспоминая кадры фильма, где героиня Серовой играла горячую любовь с красавцем-партнером. Словом, на следующее утро они сели в кабину двухместного самолета совсем не друзьями…

Катастрофа вызвала шок в стране, и ее руководство настояло на тщательном расследовании и принятии срочных мер, чтобы предотвратить подобное в будущем. Ведь количество летных происшествий в первые месяцы 1939 года достигло огромных размеров. Как отмечалось, с 1 по 15 мая 1939 года произошло 34 катастрофы, в которых погибло 70 человек личного состава, в 126 авариях был разбит 91 самолет. Среди погибших — пять Героев Советского Союза, считавшихся лучшими из лучших: Валерий Чкалов (если быть точным, то погиб 15 декабря 1938 года), Анатолий Серов, Александр Бряндинский, Антон Губенко, Полина Осипенко. По указанию Сталина в мае 1939 года в Кремле прошел Главный военный совет РККА, куда вызвали командиров, командующих, политработников высокого ранга.

Проститься с летчиком, который в то время был практически столь же популярен в стране, как Валерий Чкалов или Михаил Громов, пришли почти 170 тыс. человек. Церемония проходила в Колонном зале Дома союзов, а урну с прахом нес сам Сталин.

Ее замуровали у Кремлевской стены. В эти минуты группа истребителей, друзей и соратников торжественным строем прошла над столицей.

Впоследствии опытные и бывалые летчики и другие члены экипажей любили повторять: правила и инструкции в авиации написаны кровью, их необходимо безусловно выполнять. Но эта катастрофа не стала последней. Еще много раз самолеты разбивались, а люди погибали при выполнении учебных полетов, когда ничто, казалось, не предвещало.

Самый яркий пример — трагедия, в которой 27 марта 1968 года недалеко от Москвы на учебно-тренировочном самолете МиГ-15УТИ разбились Герои Советского Союза первый космонавт планеты полковник Юрий Гагарин и инженер-полковник Владимир Серегин. До конца не понятно, что случилось, однако сценарий катастрофы похож на тот, что имел место 11 мая 1939 года.

Героя Советского Союза Анатолия Серова помнят до сих пор. Его именем называли улицы в разных городах, в том числе в Перми, Саратове, Ставрополе, с 1939 по 1993 год так назывался проезд в центре Москвы (затем ему было возвращено историческое название — Лубянский), а также теплоходы, авиационные школы и училища. На месте его гибели установлен памятник, в родном поселке был открыт музей.

А в Свердловской области появился город Серов — бывший Надеждинск. Тот самый город, где Анатолий учился и из которого когда-то в сильную стужу вышел на большой лыжный забег.

Дмитрий Хазанов

Автор выражает благодарность историку Андрею Симонову за уточнение фактов биографии А.К. Серова