От Орла до Сибири: путь крестьянина длиной в два века пройти за два часа
Иногда самые неожиданные события случаются благодаря, казалось бы, простым вещам. Вот, скажем, сувенирная познавательная настольная игра "Крестьянские бега: за вольной грамотой по орловским конубрям" ("конубри" на местном диалекте - "захолустье" и "бездорожье". - Прим. ред.). За последние два года она стала популярной далеко за пределами Орла.
Когда команда единомышленников, состоящая из журналиста "Российской газеты" Надежды Рипинской, молодых дизайнеров Ксении Лясковской и Татьяны Тереховой, арт-директора Геннадия Третьякова, историка Дмитрия Коренева, маркетологов Полины Черниковой и Вячеслава Маланичева, создавала весной 2023 года "Крестьянские бега", игра задумывалась как проект для продвижения туризма в регионе.
По Бирюзовому кольцу
Задачей концептуального сувенира было познакомить гостей Орловской области с маршрутом Бирюзовое кольцо России, который проходит по старинным городам Орловщины, - именно стилизованная карта и стала игровым полем. А чтобы настолка не превратилась в скучную дидактику, придумали легенду о барине, соседе Тургенева, который отправляет своих крепостных добывать по городам и весям "сувениры" - диковинки народных промыслов. Кто первым справится, получит вольную грамоту. В процессе игры с персонажами происходят всевозможные приключения, почерпнутые из местного фольклора и произведений писателей-орловцев. Например, лесковский "неразменный рубль" всегда возвращается к своему владельцу и помогает игроку сберечь бюджет.
В игру с удовольствием играют дети и взрослые, ее покупают бизнесмены и учреждения для подарков партнерам и гостям города. А в последнее время она активно разлетается по всей нашей необъятной Родине благодаря доброму отзыву известного священника Павла Островского. Он приезжал с открытой лекцией в Орел, и кто-то подарил ему орловскую игру на память. Она понравилась, и отец Павел похвалил ее в своем популярном телеграм-канале.
Так началась эта невероятная история.
"До царя далеко, до Бога высоко"
В феврале мне пришло сообщение от Инги Валерьевны Зуевой - учителя русского языка и литературы из поселка Качуг в верховьях реки Лены в Иркутской области. Она сказала, что узнала про нас в канале отца Павла и заказала "Крестьянские бега". Игра долго и неспешно добиралась в Забайкалье, а потом пришел отзыв.
Семья Зуевых не просто играет в настольную игру. Они увидели в ней отражение своего прошлого, своих корней. своей памяти
"Наш предок - орловский крепостной крестьянин Яков Зиновьев - пришел этапом в кандалах в Сибирь в середине XIX века. За ним отправились молодая жена с сыном. В память о дорогих предках своих приобрели вашу игру. Будем играть с детьми и внуками", - написала Инга Валерьевна.
Потрясающие ощущения, когда получаешь такие письма! Во-первых, мало кто помнит историю предков раньше начала ХХ века. А если кто-то и помнит, то это обычно потомки дворян, купцов, духовенства, казачества. Но встретить человека, который говорит: "Мои предки были крепостными", - большая редкость. А тем более - хранит семейные предания, передает их из поколения в поколение.
Конечно, я не могла не позвонить Инге Валерьевне. Разница во времени между Орлом и Иркутской областью - пять часов, но разговор того стоил.
Я узнала, что в семье Зуевых существуют две версии ссылки Якова Зиновьева. Первая, более романтичная, гласит, что он убил сына барина, который покусился на его невесту. Однако Инга Валерьевна предполагает, что это художественная интерпретация, навеянная Радищевым: в "Путешествии из Петербурга в Москву" есть похожий сюжет. Более правдоподобный вариант - Якова отправили в Сибирь за "неповиновение барину".
Случилось это, очевидно, после 1822 года, когда Александр I утвердил решение Государственного совета "Об отсылке крепостных людей за дурные поступки в Сибирь на поселение". Это позволило дворянам ссылать своих крепостных за любой проступок, "причиняющий беспокойство" барину, а крестьянам запретили даже жаловаться. Вот и отправился молодой непокорный крестьянин Яков Зиновьев с женой Дашуткой по этапу в Нерчинск. Шли годы, и где-то в дороге, видимо, родился их первенец. В семье сохранилось предание, что в Нерчинск Яков пришел с сыном на руках.
Во глубине сибирских руд
Тогдашняя каторга в Нерчинске - это рудники, адский труд и заключенные самого разного толка - от убийц и разбойников до политических. Именно туда и примерно в то же время сослали верхушку восстания декабристов.
Видел ли Яков Зиновьев кого-то из этих незаурядных людей, неизвестно, но после окончания срока он с товарищами получил разрешение на поселение. Перешел реку Шилку, срубил дом и основал хутор Борщевка. Название явно выдает происхождение основателей: в Забайкалье борщ не был типичной едой, а значит, заложили деревню люди из Центральной России. На новом месте удалось обустроиться крепко: орловские крестьяне умели и любили трудиться.
Жена Якова, Дарья, прожила долгую жизнь и родила нескольких детей. Прадед Инги Валерьевны вспоминал, что бабушка Дарья была строгая женщина. Летом она сушила черемуху для пирогов прямо на русской печке, а правнуков, которые шалили и лезли на печь, гоняла хворостиной.
Жизнь в Сибири пришлась орловцам по душе. Однако их потомков настигли новые испытания. Правнук Якова, Иван, был после революции репрессирован. Но его сын, Петр Зиновьев, прошел Великую Отечественную танкистом, получил три ордена Красной Звезды за подвиги. Был он человеком отчаянно смелым и резким, после войны с трудом уживался с начальством, менял работу. Вообще Инга Валерьевна считает, что крутой нрав и упрямство передаются в семье по мужской линии из поколения в поколение от предка Якова.
Но зато совсем другим человеком был ее отец - Валерий Петрович Зиновьев, выбравший путь исследователя фольклора и филолога. Валерий Петрович прожил недолгую, но яркую жизнь: благодаря его фольклорным экспедициям и труду ученого сохранены сказки, предания, былички сибирских старожилов, передающие особенности уклада жизни и мировосприятия русских людей в Забайкалье и Восточной Сибири.

Его книги до сих пор изучают филологи, имя помнят в Иркутском государственном университете, где он учился и работал.
Фамилия, род и мост через время
"Наша фамилия в Забайкалье редкая. А в Орловской области много Зиновьевых?" - спросила меня Инга Валерьевна. И я поняла, что не встречала ни одного. Решила посмотреть труды орловских ученых по ономастике - науке об именах и названиях. Оказалось, что фамилия Зиновьев и у нас редкая. Принадлежала дворянскому роду, корни которого уходят в Великое княжество Литовское, - это неудивительно, ведь в XVI веке в него входили Мценск и часть земель нынешней Орловщины. Род Зиновьевых действительно жил в Орловской губернии - в Карачевском уезде. А фамилии крестьянам иногда давали по барину, ибо своих фамилий у крепостных зачастую не было: пользовались прозвищем или отчеством - например, Иван, Петров сын. При этом существовало обращение: "Ты чей?" Соответственно ответ крепостного мог звучать: "Зиновьев" - в том смысле, что он собственность барина Зиновьева. Возможно, мы нашли еще одну ниточку к прошлому, и если так, то предки рода Зиновьевых из Иркутской области жили в Карачевском уезде Орловской губернии.
Для меня эта история стала открытием. Нам не дано предугадать, как наше дело отзовется: мы создавали "Крестьянские бега" как познавательный сувенир, но он послужил для кого-то мостиком между поколениями.
Семья Зуевых не просто купила настольную игру. Они увидели в ней отражение своего прошлого, своих корней, своей памяти. Они будут играть в нее с детьми и внуками, передавая семейные истории. И это лучшее подтверждение того, что мы сделали что-то важное.