Из-за чего жители Москвы и области судятся с ресторанами и магазинами
На днях СМИ облетела новость: москвич подал иск стоимостью 64,5 тысячи рублей к заведению быстрого питания "Вкусно - и точка". В такую сумму он оценил услуги стоматолога на восстановление зуба, сломанного при поедании бургера о кость, которая оказалась в котлете, и свои физические и нравственные страдания после случившегося. Предсказывать исход суда - дело неблагодарное, но шансы у истца есть. Во всяком случае, на это позволяют надеяться истории жителей столичного региона, которые недавно судились с магазинами и заведениями общественного питания - и выиграли.
История первая: золотое плечо
Летом 2021 года житель Москвы заскочил в "Макдоналдс" выпить чашку кофе. Но не успел даже оформить заказ. Направляясь к кассе, он поскользнулся на только что вымытом полу, упал и сломал плечо - да так, что потребовалась операция. Таблички, предупреждающей о том, что пол скользкий после мытья, не было - и это дало возможность мужчине требовать возмещения причиненного вреда через суд. К слову, в таких случаях люди сначала всегда обращаются непосредственно туда, где пострадали, пытаясь договориться полюбовно. Мало кому хочется бегать по судам. Но "Макдоналдс" на компромисс не пошел.
Суды длились больше трех лет. Уже и "Макдоналдс" ушел из страны, передав все активы "Вкусно - и точке", а дело все кочевало по судам разной юрисдикции. Наконец летом прошлого года Мосгорсуд принял решение взыскать в пользу истца 900 тысяч рублей. В эту сумму вошли: утраченный на время лечения заработок пострадавшего, расходы на лечение и реабилитацию, моральный вред, который суд оценил в 250 тысяч рублей, и судебные расходы, в том числе и на адвоката. Выплатить эти деньги обязали "Вкусно - и точку", как правопреемника ответчика, которого в стране больше нет. По информации журналистов, деньги в полном объеме москвич получил.
История вторая: реклама вышла боком
Житель подмосковного Раменского нашел на маркетплейсе рекламу распродажи гаджетов, где было написано: в определенные дни и часы ноутбук MacBook Pro можно будет купить за... 369 рублей. Средняя цена такого ноута на тот момент составляла порядка 200 тысяч, поэтому молодой человек дождался нужных дней и часов и заказал сразу три штуки, заплатив смешные 1107 рублей. Деньги, разумеется, тут же вернулись назад, потому что таких цен на продукцию Apple не бывает ни в какие черные пятницы. Но мужчина оказался настойчивым - по закону "О защите прав потребителей" продавец обязан реализовать товар по той цене, что указана в ценнике! И нанял адвоката.
Спустя полтора года судов маркетплейс сдался. И молодой человек стал обладателем трех ноутбуков общей стоимостью 600 тысяч рублей, заплатив за них чуть больше тысячи. Еще в 150 тысяч ему обошлись услуги адвоката, но все равно - оно того стоило. Маркетплейс понес существенные убытки и получил урок: не надо вводить народ в заблуждение лукавой рекламой.
Защищать свои права гораздо легче, чем кажется
История третья: диван-полукровка
Житель Зеленограда приобрел в мебельном магазине диван за 210 тысяч. Цена показалась ему великоватой, но продавцы уговорили - диван, мол, прибыл прямиком из Италии, поэтому и ценник выше среднего. Заплатить за импортное ложе две средних зеленоградских зарплаты мужчина согласился. И каково же было его удивление, когда дома, загуглив название производителя, он обнаружил, что диван произвели ни в какой ни в Италии, а в соседнем с Зеленоградом Солнечногорске.
И тут на помощь также пришел закон о правах потребителя, согласно которому продавец обязан предоставить достоверную информацию о товаре. И хотя с самим диваном все оказалось в порядке, покупатель решил, что ложе за 210 тысяч made in Подмосковье его не устраивает, и потребовал у магазина вернуть деньги. Лучше бы магазин согласился на это сразу. В процессе судов у продавца обнаружилось еще и отсутствие декларации о соответствии товара требованиям безопасности и вопрос о правомерности возврата отпал сам собой. В итоге Фемида вынесла вердикт: заплатить 325 тысяч рублей в пользу истца. В сумму вошли стоимость дивана, неустойка и компенсация морального вреда.
История четвертая: у вашей елки - клещи!
Датскую ель за 16,5 тысячи рублей житель столицы купил в декабре минувшего года в одном из интернет-магазинов. Двухметровая пихта Нормана была невероятно красива и чудесно пахла. Жаль, наслаждаться ею пришлось недолго - на другой день после боя курантов семья улетела в Сочи. А когда вернулись, дома их ждал сюрприз: вокруг наряженной пихты выросли метры паутины. Дерево оказалось заражено паутинными клещами, которые в отсутствие хозяев чувствовали себя весьма вольготно.
Эти насекомые хоть и безопасны для человека, но в два счета заражают комнатные растения, да и соседство с клещами - то еще удовольствие. Магазин от решения проблемы самоустранился, заявив, что живые ели никогда не обрабатывают сильной химией, иначе они могут стать опасными для детей и животных, которые любят контактировать с новогодними атрибутами. Деньги за елку с клещами продавец вернуть отказался, предложив вместо этого скидку на следующие покупки. Теперь покупатель иском требует возместить стоимость пихты, затраты на профессиональный клининг и обработку жилья от клещей, а также компенсировать всей семье моральные страдания. Суд первой инстанции уже выигран.
Кстати
На прошлой неделе стало известно еще об одном выигранном суде. Житель Москвы два года назад купил у мебельной фабрики кухню за 700 тысяч рублей, но так ее и не дождался. Возвращать деньги добровольно продавец отказался. В итоге суд обязал ответчика выплатить москвичу аж три миллиона рублей - такая сумма набежала с учетом всех неустоек.