Криминалист Александр Звягинцев - о том, как люди доверяют мошенникам и гибнут
18 августа 2015 года. Тверь. Константиновский карьер - излюбленное место отдыха местных жителей. Женщина на пляже не сразу поняла, что лежит в воде у берега. Оказалось, утопленник. Вызвали полицию. Страшная находка была не единственной. Вскоре обнаружили еще три трупа...
Черные риелторы
Утопленников нашли в разное время. Можно было подумать, что они погибли по неосторожности - нетрезвые купальщики тонут часто. Но следователей насторожили детали. Человек был в верхней одежде, на лице ссадины, были и другие зацепки.
Начали расследование. Профессионализм и скрупулезность следователей увенчались успехом - они вышли на одну из самых жестоких банд черных риелторов. Главарем был Роман Шугаибов, а верной спутницей и "серым кардиналом" ОПГ - его жена Вера. Были еще подставные невесты, агенты по поиску жертв, профессиональный риелтор. И даже штатный могильщик...
Группа действовала с 2012 года и, как было установлено следствием, награбила десятки миллионов. Но деньги найти не удалось - либо закопали, либо переправили за границу: якобы собирались уехать в Голландию.
Роман Шугаибов по образованию был инженером, но работал риелтором. Получал информацию об объектах, чем можно поживиться, и выстраивал преступные схемы.
Одна из квартир принадлежала 30-летнему москвичу Евгению Черменину. Его кандидатуру на роль жертвы "одобрили" в конце 2012 года, а уже в начале 2013-го квартира перешла к Вере Шугаибовой.
Люди с образованием, даже высшим, ничуть не реже становятся жертвами преступлений, чем малограмотные
Во время проверки показаний на месте Шугаибов рассказывал следователям: "Я покажу, где захоронен Черменин, убитый в 2013 году... Я подъехал сюда на автомобиле. Черменин сидел на заднем сиденье в сильном алкогольном опьянении. Закопал, взял с соседних могил крест и венки, чтобы замаскировать могилу".
Следующими жертвами выбрали пару москвичей - Елену Комолову и Андрея Бочарова. Оба пили, так что втереться в доверие было несложно. Бочаров имел опыт в строительных и ремонтных работах. Под этим предлогом его заманили в Тверскую область. Накрыли стол, сидели выпивали, обговаривали ремонт. А в конце Шугаибов увез его на карьер и утопил в речке.
Елена начала искать сожителя - он не отвечал на звонки. Потом трубку взяли новые "друзья" и сообщили: Андрей скучает и ждет, скоро за ней пришлет. Привезли ее туда же, в поселок Редкино, но сообщили Комоловой, что Бочарова якобы задержали за изнасилование.
Шокированной Елене предложили помощь: надо дать взятку, но речь о крупной сумме. Роман и Вера могут одолжить - под залог квартиры. Поверив "добрым друзьям", Елена написала заявление о переходе квартиры на Шугаибову. Когда сделка прошла регистрацию, ее опоили алкоголем со снотворным и утопили в карьере.
Под чужим именем
Дмитрию Кравченко квартира в Обнинске досталась от родителей. Военный летчик в отставке совсем не подходил под представления о том, что жертвой черных риелторов становятся люди пьющие и малообразованные.
По словам кандидата юридических наук, основателя цифровой платформы законодательных инициатив Венеры Шайдуллиной, люди с образованием, даже высшим, в не меньшей степени подвергаются таким преступлениям. Причем большой процент составляют предприниматели и люди семейные.
Кравченко влюбился в соседку из дома напротив. Отношения крепли. Дмитрий подумывал сделать предложение и перебраться поближе к морю. Как рассказывает сестра невесты Валентина, они вместе так решили. И вдруг Дмитрий пропал. Невеста сначала обижалась, решила, что он ее бросил. Потом задумалась: пропасть без объяснений было не в характере ее жениха. Приходила к дому Кравченко - не горит ли в окнах свет? Потом заглянула в почтовый ящик. Взяла выписку и увидела, что собственником является уже не Кравченко, а другой человек. Тогда она пришла в полицию с заявлением.
Первая проверка дала неожиданный результат - оказалось, что Дмитрий Кравченко живет в Крыму. По крайней мере, именно там на его имя выдан новый паспорт. В полиции даже предположили, что он переехал и начал другую жизнь.
Замначальника отдела уголовного розыска ОМВД России по Обнинску Алексей Балакин рассказывал: "Паспорт на имя Кравченко был оформлен в мае 2017 года. Но появились сомнения в фотографии. Увидев ее, невеста Дмитрия отшатнулась: "Нет, это другой человек".
Кравченко объявили в розыск. Параллельно осмотрели его квартиру. Следов крови обнаружить не удалось. Квартира была прибрана, но не было многих ценных вещей.
Основной зацепкой стали фотография в новом паспорте и другой телефон. Счет был пополнен в городе Мещерске. Оказалось, что человек, который выдает себя за Кравченко, был некто Александр Беляков. Он познакомился с Кравченко год назад и сумел войти к нему в доверие. Дмитрий сам рассказал ему о планах переезда на юг и даже попросил помочь с продажей квартиры.
У преступника созрел план. Под видом плотников, которые должны починить межкомнатную дверь со "случайно" разбитым стеклом, он привел в квартиру двух подельников. Каждому пообещал по миллиону. Убийцы, выбрав момент, набросились на хозяина и нанесли множество колото-резаных ран. Затем тело завернули в ковер, вывезли в деревню Горохово Мещерского района и скинули в подвал, засыпав известью, - надеялись, что так быстрее истлеет труп. Беляков забрал из квартиры все ценности и документы.
Он понимал, что для переоформления права собственности на квартиру необходим паспорт, и решил себя выдать за Кравченко. В Крыму нашелся "нужный человек". Некая Елена Дурова на вопрос, можно ли сделать вот так и так, ответила: "Да не вопрос - 150 тысяч, и мы все сделаем".
Беляков полетел в Крым и там получил новый документ на имя Дмитрия Кравченко. Нашел юриста в риелторской фирме, который помог быстро вывести квартиру на рынок и сделать так, чтобы она выглядела чистой. Квартира Кравченко была продана, некто Половец стал ее фиктивным приобретателем и владельцем.
Потом стали обсуждать, как ее продать сторонним людям. Вот тогда Белякова и задержали. Следователи распутывали дело шаг за шагом. Вина преступников была полностью доказана. Под массой собранных улик они начали давать признательные показания.
Недобрые женщины
Банда Шугаибова грабила бы и дальше, но в 2016-м убийцы просчитались. Николай Сальников - бывший юрист, пенсионер и тихий алкоголик, перестал отвечать на звонки дочери. Он сообщал ей, что намерен переехать из столицы в Тверскую область. А помогут ему новые друзья. Один из них, некий Насиров, его водил по стоматологам, лечили зубы. Пенсионер верил новому другу. Не знал, что Рашид Насиров сообщник матерого афериста-душегуба Шугаибова. Именно он исполнял функции могильщика.
Спокойно и буднично он потом рассказывал следователям, как похоронил Николая Сальникова: они с Шугаибовым привезли его на машине, сразу подъехали к могиле, засыпали и поставили крест. Подобным образом бандиты закопали здесь семерых человек.
Дочь Николая Сальникова обратилась в правоохранительные органы. Следователи быстро поняли, что и у пропавшего мужчины, и у жертв утопления есть только один общий знакомый - Роман Шугаибов. И клубок разрозненных, казалось бы, дел стал распутываться.
Роман Шугаибов не признавался в убийствах, пока ему не предъявят в точности, как все произошло. А после каждого признания говорил, что это был последний эпизод.
На Юлию Азову тверские следователи вышли, когда выясняли подробности смерти очередной жертвы. Убитого звали Александр Косарев. Его тело в 2015 году обнаружили в Константиновском карьере. Незадолго до смерти у него установились теплые отношения с Азовой. И она подвела к тому, что Косарев выдал ей доверенность с широким кругом полномочий - совершать любые действия с собственностью.
Юлия уверяет: она не знала, зачем ее познакомила с Александром подруга, задолжавшая ей деньги. Якобы объяснила: Александр переезжает в Тверь и, когда продаст жилье в Москве, она и вернет долг. "Ты только подыграй роль невесты".
Все женщины, которые были причастны к преступлениям, уверяли, что ни о чем не догадывались. Даже жена Шугаибова Вера. Хотя, по мнению сотрудников МВД, она очень хитрый человек, жесткий и властный.
- Мы стали копать, Вера подъехала на эту площадку, - рассказывал на следствии Насиров. - Пока копали, следила, подошла вот сюда. Достали Светлану Пастухову, взяли за руки, за ноги, опустили, бросили сверху то ли кофту, то ли тряпку и начали закапывать...
Показания Насирова помогли доказать, что Шугаибова не просто знала, чем занимается муж, но и лично участвовала в преступлениях.
Роман и Вера Шугаибовы растили двух детей. Ее осудили на 18 лет. Когда она освободится, ее дети будут уже совсем взрослыми. А отца они не увидят никогда. Поняв, что ему светит пожизненное, Роман Шугаибов совершил самоубийство.