Швыдкой: Землетрясение в Мьянме и Таиланде вновь напомнило о хрупкости человека

В минувшую пятницу завершился "Русский тур" Королевского Бангкокского симфонического оркестра под управлением дирижера Ванита Потаванита. Это музыкальное подношение российской публике стало финальной точкой перекрестного Года культурных и туристических обменов между Таиландом и Россией. Звучали произведения титулованных тайских композиторов, - Фантазия на темы Его Величества Короля Пхумипона Адульядета Великого (Рамы IХ), Фантазия для фортепиано с оркестром Le mariage de Minuit и Концерт для скрипки с оркестром Nefreretta Ее Королевского Высочества Принцессы Сириваннавари Нариратана Раджаканья.

Швыдкой: Землетрясение в Мьянме и Таиланде вновь напомнило о хрупкости человека
© Российская Газета

Можно было в очередной раз убедиться, что мировая музыкальная ткань создается в переплетении разных традиций. Но при этом очевидно, что состав симфонического оркестра - одно из высших достижений европейской художественной культуры - предполагает, что авторы должны придерживаться определенных композиторских решений. Даже при том, что Nefreretta погружает в тайны древней египетской музыки, в ней слышно влияние модернистской художественной практики ХХ века. Многообразие художественных миров не исключает наличия правил, по которым они созданы. Впрочем, оставим разбираться во всем этом профессиональным музыковедам.

Во время этого концерта меня не покидали другие картины и образы. Катастрофическое землетрясение в Юго-Восточной Азии, в Мьянме и Таиланде, которое затронуло и соседние страны, в очередной раз напомнило о хрупкости человеческого присутствия на планете. О том, что существуют властные силы, не подверженные нашему влиянию, способные перечеркнуть все завоевания культуры и цивилизации, разом обрушив их, превратив в пыль то, что казалось незыблемым.

Землетрясение в Мьянме и Таиланде вновь напомнило о хрупкости человека

Человек по прежнему считает себя венцом природы, - на этом настаивают великие книги, это утверждают наши неумеренные амбиции. Но наступает миг, - и мы оказываемся поверженными во прах. Неотвратимая и непредсказуемая игра мироздания, которая приводит землю в возбуждение, сдвигает с ее поверхности города с сотнями тысяч жителей, опрокидывая их в разломы почвы, увлекая в неведомые подземные склепы. От землетрясений не увернуться, не отвертеться, не задобрить их хорошим поведением.

Впрочем, сами люди могут устроить ад на земле, пробудив ненависть друг к другу, которая может заставить забыть о различии добра и зла, о том, что человек способен действовать вопреки природному альтруизму и желанию продлевать свой род.

Еще одно недавнее художественное впечатление последних дней - спектакль Молодой студии Льва Додина "Ромео и Джульетта во мгле", наполненный жизненной силой молодых выпускников ЛГИТМиКа и их помолодевшего мастера. Лев Додин проводит героев этой театральной поэмы по пути познания любви и ненависти в XX веке, по пути, полному терний, нечеловеческих испытаний, по пути, где все же побеждает очищение и самопожертвование. В любви. Во имя любви. Насколько хватает сил. И невозможно примириться с тем, что витальность, жажда жизни, может быть уничтожена звериной злобой к себе подобным, объявленным изгоями. Здесь рок имеет вовсе не метафизический облик. Он рукотворен.

И на память приходит история встречи Наполеона и Гете, которая, как известно, закончилась словами императора: "Какой смысл имеет сейчас судьба? Политика вот судьба". Но он ошибался. Все, что творят люди, может быть трагично. Они могут подыматься до горних высот духа и проваливаться в бездны низменных инстинктов. Но все же рок, сотворенный людьми, - это нечто искусственное. Ведь судьба, рок не имеют моральных определений. Хотя мы и любим повторять "злой рок" или "горькая судьбина", - это попытка придать гуманистическое измерение тому, что не может быть описано нравственными критериями. Природа не знает ни любви, ни ненависти. Она не наказывает людей, когда перед ними разверзается земля. Она просто не подразумевает их существования, - как бы мы не тщились напоминать, что мы существуем.

И потому не надо искать в землетрясениях сакральных смыслов. Они неизбежны, они рождены самим дыханием земли, но непредсказуемы. Их трудно предугадать, хотя у самых серьезных ученых существует убеждение, что наша планета, ее строение, физические законы ее бытования изучены достаточно хорошо. Есть земная кора, которая занимает примерно 1% массы Земли, глубиной 75 км. На уровне 35-40 км находятся платформы, движение которых и приводит к землетрясениям. Они происходят под влиянием импульсов, проникающих из глубин мантии Земли, которая составляет порядка 70% массы и 80% объема планеты, ее глубина насчитывает 2900 км. Под ней находится ядро, его температура - 6000 градусов по шкале Цельсия.

Невозможно примириться с тем, что жажда жизни может быть уничтожена злобой к себе подобным

Понимаю, что для большинства читателей "РГ" в этом нет ничего нового. Но все же ряд ученых предполагает, что мы знаем Землю лишь поверхностно. В 1970 году, выполняя программу изучения Земли, принятую в 1962 году, на Кольском полуострове начали бурить сверхглубокую скважину. К концу 1980 годов пробурили 12 км 261 м. Это мировое достижение, которое никто не превзошел до сих пор. Вокруг нее работало 16 научных лабораторий. На самом деле, как справедливо заметил один умный человек, "на нее работал весь Советский Союз". Все и закончилось вместе с СССР. И лишь спустя тридцать пять лет Санкт-Петербургский горный университет приступает к схожему проекту в Тимано-Печерской нефтегазоносной провинции. С новыми задачами и техническими возможностями. Нам хочется заглянуть вглубь Земли. Для того - и это немаловажно, чтобы понять, на каком свете мы живем. Но похоже, что даже с помощью сверхглубокой скважины нам не найти места, где таится судьба. Может, оно и к лучшему.