Историк Суржик: Отношения СССР и союзников складывались не всегда гладко
Черно-белая фотография, на которой лейтенант армии США Уильям Робертсон в обнимку с лейтенантом Красной армии Александром Сильвашко стоят у разрушенного моста через Эльбу, вошла в учебники. Но пути союзников к тому времени уже расходились. Еще не было поднято Знамя Победы над рейхстагом, но мир после окончания войны мы уже видели по-разному. Об экономических санкциях и гибридной войне против СССР, которые начались 80 лет назад, наш разговор со старшим научным сотрудником Института всеобщей истории РАН, главным специалистом экспертно-аналитического департамента Национального центра исторической памяти при президенте РФ Дмитрием Суржиком.

Дмитрий Викторович, с вашей точки зрения, как случилось, что наши дорогие союзники во Второй мировой стали ставить СССР на одну доску с Гитлером и не замечать нацистской сущности последователей Бандеры? Дошло до того, что Международная федерация гимнастики запретила российской спортсменке участвовать в соревнованиях только потому, что на ее страничке в соцсети обнаружили… открытку ко Дню Победы с изображением Георгиевской ленты…

Дмитрий Суржик: Эта машина начала набирать обороты давно. Скажем, летом 1945 года состоялись переговоры между командованием союзных экспедиционных сил в Европе (то есть с Дуайтом Эйзенхауэром, будущим президентом США) и представителями Украинского главного освободительного совета - политической надстройки, аналогичной власовскому комитету освобожденных народов России. Туда были привлечены самые разные националистические силы с тем, чтобы разбавить или замаскировать его откровенно бандеровское содержание. Таким образом наши союзники, пока еще шла Вторая мировая война и не была разгромлена Япония, пошли на открытый контакт со своими вчерашними противниками и с открытыми противниками Советского Союза, нацистскими пособниками и палачами. Для чего? Для того чтобы развернуть борьбу против Советского Союза в самых разных сферах - мы сегодня это называем гибридной войной.
Чем, как не экономическими санкциями, являются препятствия, которые чинили наши вчерашние союзники советским репарационным комиссиям в западных регионах Германии? Или нераспространение на Советский Союз плана Маршалла по восстановлению европейских регионов, которые больше всего пострадали от войны?
Сюда также следует отнести и разведывательно-диверсионную, а точнее сказать, террористическую войну против СССР. Из современных публикаций мы знаем о том, что США, а также Великобритания готовили и засылали в Советский Союз националистов - пропагандистов и организаторов политического бандитизма. Это операции "Редсокс" на Украине, "Джунгли" - в Прибалтике. Цель их была одна - поднять массовое народное восстание с тем, чтобы дискредитировать Советский Союз и попытаться отбросить его к границам 1939 года.

Какие еще, кроме украинских и прибалтийских, националистические организации были привлечены союзниками для борьбы с СССР?
Дмитрий Суржик: Для того чтобы вести войну против Советского Союза, США использовали не только свои кадры психологической и диверсионной войны, которые до этого работали против рейха. В ход шли и сами нацистские преступники, а также члены различных коллаборационистских формирований и организаций.
Тысячи человек удалось вывести из-под трибунала и переправить в безопасное место. Среди них Йозеф Менгеле - врач-маньяк, проводивший медицинские опыты на узниках концлагеря Освенцим
Об украинцах я уже сказал. В апреле 1945 года Аллен Даллес, разведчик и будущий основатель ЦРУ, сделал очень примечательное заявление на переговорах с представителями грузинского национального комитета. Он сказал, что коллаборантам следует любыми способами добиваться от Гитлера статуса правительства в изгнании и всячески показывать свою "независимость" от нацистов. Таким образом, по мысли Даллеса, после войны американцам будет легче их легализовать… Так и произошло: все союзники Гитлера, которые заявили о своих политических организациях, позже проявились на ниве информационно-психологических операций холодной войны. Спасти их удалось благодаря "крысиным тропам" - операциям по переправке, а затем легализации нацистских преступников и их пособников, а фактически - по сокрытию их от следствия.
Сколько человек удалось вывести из-под трибунала и переправить в безопасное место?
Дмитрий Суржик: Тысячи. Комиссия по истории Федеральной разведывательной службы Германии (БНД) раскрыла, что организация Гелена, из которой эта самая БНД выросла, фактически содержала зафронтовую "армию" из нескольких десятков тысяч бывших офицеров вермахта и СС, которые готовы были стать террористическим подпольем и действовать в советском тылу, если вдруг начнется очередная горячая война уже между вчерашними союзниками. Этими "крысиными тропами" из Европы бежали, например, Йозеф Менгеле - врач-маньяк, проводивший медицинские опыты на узниках концлагеря Освенцим. Или Адольф Эйхман - нацист, "архитектор Холокоста", который отвечал за депортацию миллионов европейских евреев в лагеря смерти. А также штатный сотрудник абвера Борис Хольмстон-Смысловский, белый эмигрант. Все были переправлены в Латинскую Америку, некоторые участвовали в создании репрессивного аппарата при латиноамериканских фашистских режимах 40-х годов.

Благодаря "крысиным тропам" были созданы новые биографии Ренгарда Гелена. Американцы спасли начальника полиции безопасности СД в Австрии. А также переправили в Соединенные Штаты Вернера фон Брауна и других ученых, которые создали американскую космическую программу.
По данным автора книги "Операция "Скрепка" Энни Якобсен, одних только нацистских ученых и инженеров в США было переправлено и легализовано 14 тысяч человек.
Вот теперь Илон Маск предлагает переправить в какую-то нейтральную страну и легализовать и президента Украины. Еще одна "крысиная тропа"?
Дмитрий Суржик: Отвечу коротко: вопрос о статусе Зеленского должен решать уголовный суд.
Когда информационная война против России обострилась?
Дмитрий Суржик: Напомню, что в европейской резолюции 2005 года об исторической памяти произошел знаковый переход. В год 60-летия Великой Победы ЕС от обвинений исключительно Третьего рейха к критике Советского Союза перешел к целенаправленным попыткам показать их равную ответственность за миллионы жертв Второй мировой войны. И таких резолюций уже около десятка. Затем объединенная Европа пришла к фальшивой концепции тоталитаризма, с помощью которой уравниваются и нацистский режим, и Советский Союз. Но это информационная война, скажем так, в политико-правовой плоскости. Прежде чем выплеснуться в законодательные инициативы, она разогревалась на публицистических, околонаучных площадках. И важным этапом в этой борьбе стала публикация госдепартамента США 1948 года. Это сборник документов "Нацистско-советские отношения. Документы из рассекреченных архивов Германии".
Это фальсификация?
Дмитрий Суржик: Дело не в том, что документы были фальсифицированы, а в том, что они были специально отобраны и представлены в искаженном и вырванном из контекста виде. Это касается, например, стенограмм переговоров двух стран. Перед читателем предстают действительно две равные силы, создается впечатление так называемого сговора двух схожих режимов.
Однако в действительности история международных отношений перед войной была крайне сложна. Политика умиротворения Гитлера Западом началась уже через полгода после того, как он пришел к власти. Это был так называемый "Пакт четырех", не реализованный в форме письменного документа, однако ставший важным пунктом в отношениях Великобритании и Франции с нацистским рейхом. На переговорах говорилось, что Гитлер может удовлетворять свои геополитические амбиции в Европе, если они не будут противоречить интересам Лондона и Парижа. То есть фактически карт-бланш на движение Гитлера на Восток был получен. Точно такой же карт-бланш был получен и Японией в ходе обмена письмами между главами внешнеполитических ведомств Великобритании и Японии. Это соглашение Ариты-Крейги было оформлено в апреле-июне 1939 года. Советское руководство понимало, что для СССР, евразийской державы, важен мир как в Европе, так и в Азии. И что видел Сталин? В Европе разгорается очаг войны. А на Дальнем Востоке уже полыхает (с 1931 года) война. Милитаристская Япония движется на север, создает свое марионеточное государство Маньчжоу-го, которое выступает прокси-силой и устраивает провокации пограничных инцидентов…
США и Великобритания готовили и засылали в Советский Союз националистов - пропагандистов и организаторов политического бандитизма
Естественно, всего этого в американском сборнике документов нет, поэтому его концепция, сам отбор документов представляют собой фальсификацию. Эту концептуальную фальсификацию развивают отдельные авторы на отдельных сюжетах. И здесь тоже не обошлось без нацистских недобитков. Так, бывшие власовцы (они, замечу, сами себя так и называли) были трудоустроены центральным разведуправлением США в одну из "фабрик мыслей" - Мюнхенский институт по изучению истории и культуры СССР. Там власовцы всех мастей пытались стигматизировать Советский Союз в рамках будущей концепции тоталитаризма.
В канун юбилея нашей общей Победы хотелось бы напомнить и о хорошем. Все-таки была Эльба, в американской армии напечатали специальные брошюры о русских обычаях. Украинский борщ, сибирские пельмени, икра… Солдатам рекомендовали на праздничных концертах хлопать в ладоши, а не свистеть в знак одобрения, как принято в США...

Дмитрий Суржик: Взаимоотношения СССР и его союзников по антигитлеровской коалиции складывались не всегда гладко. Так, например, известна операция "Копье", которая разрабатывалась англо-французскими спецслужбами весной 1940 г. и была направлена против бакинских нефтепроводов в период советско-финляндской войны.
Но после того как Гитлер совершил нападение на Советский Союз, отношения стали понемногу меняться. Конечно же, это не означало резкого потепления, и Черчилль не отказался, к примеру, от преследования коммунистов и просоветских сил Великобритании.
Но тем не менее спецслужбы пошли на сотрудничество. Недавно благодаря российско-британскому двухтомнику документов стало известно об операции "Ледоруб". Ее суть заключалась в том, что на судах, которые привозили военные товары в Советский Союз из Великобритании, обратно в Британию доставлялись советские агенты. Оттуда они десантировались на территорию оккупированной Европы. Таким образом удалось перебросить в нацистский тыл в Германии, Чехословакии, Югославии до 70 человек. Впрочем, при этом случались и эксцессы: несколько "агентов" попросили политического убежища Великобритании и остались там.

Был ли у союзников опыт конструктивного взаимодействия по дезинформации Третьего рейха?
Дмитрий Суржик: Да. Например, операция "Бодигард" по дезинформации о месте высадки союзников в 1944 году. Второй фронт в Европе, которого настоятельно добивался Советский Союз с первых дней войны, и который с оговорками все же согласились открыть англо-американцы летом 1944 г., не являлся особым секретом для немцев. Это была тема множества публичных и непубличных совещаний, переговоров, массовых манифестаций. Но вот где и когда этот второй фронт будет открыт, каков вообще замысел стратегической кампании союзников на лето 1944 года, Гитлер не знал. Операции "Бодигард" осуществляли с советской стороны Главное разведуправление, а именно Николай Славин, а с британской - подполковник Джордж Беван из так называемой Лондонской контрольной секции.
В ходе "Бодигарда" немцам по разным каналам передавалась дезинформация, направленная на то, чтобы побудить Третий рейх думать, что Советский Союз и Великобритания будут стремиться взять его в гигантские клещи, в гигантскую блокаду, наступая навстречу друг другу в Скандинавии и Балтике, а также на Балканах. Для этого было проведено около сотни различных мероприятий, включая ложные радиограммы, передвижения судов, распоряжения о подготовке десантных средств…Однако в действительности высадка второго фронта состоялась во Франции, а наступление советских войск - отнюдь не на Балтике и не на Балканах, а на так называемом белорусском балконе - это Белорусская стратегическая наступательная операция "Багратион". Противник хотя и отмечал некоторую концентрацию советских войск в Белоруссии, но такого сокрушительного удара, который последовал от генерала Рокоссовского и его штаба, не ожидал. К слову, советское наступление началось через полторы недели после высадки в Нормандии и отвлекло на себя значительные силы и средства противника. В результате действий советских войск, в частности, десант союзников в северной Франции, был избавлен от бомбового террора Люфтваффе и мог спокойно развертываться, расширять свой плацдарм почти полтора месяца. А господство в воздухе было за британскими и союзными им силами. В истории отношений СССР с западными партнерами были самые разные страницы, и мы обязаны помнить обо всех, чтобы сохранять объективную историческую память.